Тем временем 1805 год перевалил за половину, а у французского флота по-прежнему не было ни единого шанса очистить Ла-Манш от английских кораблей. Наполеон понял, что в первую очередь ему придётся разбираться с континентальной угрозой со стороны России и Австрии, прежде чем он снова сможет обратить внимание на Британию.

Когда Австрия объявила Франции войну, Наполеон уже знал, чем ответить. Армия океанского побережья стала Великой Армией, и 31 августа 1805 года великолепно отлаженная военная машина выдвинулась от берегов Ла-Манша в сторону надвигавшейся на Францию русско-австрийской угрозы.

 
Австрийская пехота
Австрийская пехота

Австрийская армия, ожидавшая встречи с Наполеоном, находилась в расстроенном состоянии, до сих пор не оправившись от поражений Первой и Второй Коалиций. В этих войнах армии Французской Революции и Консулата раз за разом побеждали своих габсбургских противников. Проблемы, терзавшие армию Императора Священной Римской Империи Франца II, были просты: логистически, тактически, стратегически, и даже политически австрийцы не успевали за стремительно модернизирующимися французами.

Армия Императрицы Марии Терезии в своё время выдержала удар со стороны величайшего полководца своего времени, Короля Пруссии Фридриха Великого. Её артиллерии завидовали во всём мире, а пехота и кавалерия не щадили ни себя, ни врагов.

 
Австрийские артиллеристы
Австрийские артиллеристы

Однако по окончании Семилетней Войны (1756-63), австрийскую армию принялись реформировать. Самым неудачным решением стал капитальный ремонт артиллерийского парка. Последствия не заставили себя долго ждать. Турки нанесли Австрии ряд унизительных поражений. Попытки выправить ситуацию не сильно помогли. У Австрии по-прежнему была сильнейшая артиллерия среди всех союзников по Коалиции, но она не шла ни в какое сравнение с французской.

Во время правления императоров Иосифа и Леопольда австрийская пехота претерпела ряд изменений. Полки лёгкой пехоты были сформированы в 1798 году, но уже в 1801 было решено их распустить. Габсбургские командиры не верили в то, что обычные солдаты смогут эффективно действовать без строгого контроля.

 
Граничары - гордые воины австрийского фронтира
Граничары - гордые воины австрийского фронтира

Существовали егерские батальоны (элитные отряды лёгкой пехоты, вооружённые ружьями) и Граничары (суровые обитатели балканских границ Империи, издавна служившие Габсбургам). Но этих подразделений было далеко не достаточно для противостояния многочисленной лёгкой пехоте Наполеона.

Чтобы хоть как-то решить эту проблему, австрийцы пытались ввести более строгую дисциплину в рядах граничаров, чтобы улучшить их взаимодействие с регулярной армией, что сильно не нравилось свободолюбивым воинам.

 
Венгерские гренадеры
Венгерские гренадеры

Проблемы австрийцев в большинстве своём проистекали из прошлых успехов. С помощью выгодных браков Габсбурги приобрели множество провинций, населённое самыми разнообразными народами с разной религией. Даже в армии не существовало единого языка общения. Более того, многие из этих провинций не испытывали симпатий к австрийцам, сохраняя при этом верность лично Императору. Это означало, что венгры, к примеру, сами решали, какое войско им выставлять для участия в той или иной кампании.

К 1805 году Империя была на грани банкротства, что сильнейшим образом сказалось на снабжении и пополнении личного состава полков. Мобилизация в этих условиях превращалась в длительную и непростую задачу.

Брат Императора, Эрцгерцог Карл Тешенский, в 1801 году предпринял очередную реформу армии. Он возглавил Гофкригсрат, придворный военный совет Империи, и занялся упрощением логистических процедур в армии.

 
Эрцгерцог Карл Тешенский
Эрцгерцог Карл Тешенский

Он бесспорно был лучшим военачальником Австрии, но совершенно не умел находить общий язык с придворными группировками и закостеневшим генералитетом страны. Он собрал собственную группировку, члены которой имели право диктовать свою волю окружающим, даже если те были выше их по рангу.

Карл постоянно враждовал с министрами, и в конце концов его враги объединились с целью отстранить его от власти. Они предприняли атаку сразу с двух фронтов: успешно играя на недоверии Императора к своему популярному в войсках брату, и одновременно убеждая его примкнуть к анти-наполеоновской коалиции.

Карл был уверен в том, что австрийская армия не готова к войне с Наполеоном, а Империи необходимы ещё несколько мирных лет для приведения экономики в порядок. Ради этого он был готов даже признать императорский статус Наполеона, каким бы унизительным это ни было для старейшей правящей династии в Европе. Выступая против войны, Карл вложил карты в руки своих врагов.

Питт, ставший британским Премьер-министром после Аддингтона в мае 1804 года, предложил Императору Францу щедрые субсидии, одновременно осыпая взятками всех важных людей при венском дворе. Враги Карла воспряли духом, и первым делом убедили Императора отстранить Карла от управления Гофкригсратом. Затем они вытеснили сподвижников Карла со всех руководящих постов.

И наконец, они выдвинули генерала Карла Мака фон Лейбериха в качестве альтернативной Карлу фигуры на пост главнокомандующего австрийской армией.

 
Генерал Мак
Генерал Мак

Мак выступал за вступление в коалицию и начало войны. И если Карл говорил о неготовности армии, то Мак громогласно заявлял, что Императору Францу не о чем беспокоиться. И когда Британия предоставила обещанные субсидии, дело было сделано. Франц вступил в коалицию, а Карла назначили на формально "главный театр военных действий" в Италии. Мак тем временем получил в своё распоряжение сильнейшую армию Империи, и поздним летом 1805 года начал подготовку к походу на Баварию.

Мак выбрал наименее подходящее время для реорганизации пехотных полков. Он изменил существующую структуру подразделений (три батальона по шесть рот в каждом), на четыре батальона по четыре роты. Ещё большую неразбериху внесло отсутствие квалифицированных офицеров для управления новыми батальонами. То, что Мак предпринял такие изменения накануне войны, говорит о том, насколько далёким он был от реального положения дел.

Австрийская кавалерия на первом этапе Революционных войн была наголову сильнее французской конницы. Но уже по ходу войны их преимущество испарилось. В 1801 году они всё ещё считали себя лучшими кавалеристами Европы, но всего четыре года спустя на смену этой самоуверенности пришли шок и разочарование.

В то время как тактика и подготовка австрийской кавалерии оставались неизменны, французы стремительно превращали свою конницу в ударный кулак, способный действовать независимо от остальной армии. Большая часть австрийских кавалерийских частей были разделены на небольшие отряды поддержки для пехотных подразделений. Это привело к тому, что им постоянно приходилось встречаться на поле боя со значительно превосходящими силами вражеской конницы.

По отдельности австрийские кирасиры, драгуны и уланы по-прежнему были очень хороши. Но координации между кавалерийскими частями не было.

 
Австрийская пехота
Австрийская пехота

В то время как огромные усилия прилагались для улучшения ситуации со снабжением и тактической выучкой австрийских войск, в плане стратегии зияла кромешная дыра. Австрия по-старинке воевала за стратегически важные географические точки - города и крепости. Концепция "войны на уничтожение" была неприемлема для дорогостоящих профессиональных армий, которыми располагали европейские монархии.

Однако Французская Революция, объявившая тотальный призыв в армию, полностью поменяла принципы военной экономики. Австрия была не готова к таким изменениям, продолжая уповать на систему укреплений в качестве основной оборонительной стратегии. По плану, враг должен был биться о неприступные стены, пока австрийская армия выбирает время и место для решающего удара.

Была лишь одна проблема: эта стратегия уже показала свою полную несостоятельность в предыдущих войнах против наполеоновской армии. Но Мак и не думал прислушиваться к предостережениям, доносящимся из лагеря эрцгерцога Карла.

 
Австрийские генералы
Австрийские генералы

Последним гвоздём в крышку гроба австрийской армии стало требование России, чтобы объединёнными русско-австрийскими силами командовал представитель правящей династии. Кандидатура Мака не подходила, поэтому номинальным командующим был назначен Фердинанд, младший брат Императора Франца. К сожалению, Фердинанд так и не смирился со своей глубоко второстепенной ролью, и постоянно мешал Маку руководить войсками.

В каком состоянии подошла к войне с Наполеоном русская армия, поговорим в следующий раз.

Продолжение следует...

Все главы истории

По материалам книги Тодда Фишера "Наполеоновские войны. Возвышение Императора"

Добавить комментарий