В 1925 году к 20-летию первой русской революции было принято решение о создании грандиозного фильма, посвящённого революционным событиям. Постановку картины поручили 27-летнему Сергею Эйзенштейну.

 

Изначально фильм должен был осветить целый ряд эпизодов, связанных с революцией 1905 года: русско-японскую войну, революционные события в Санкт-Петербурге, бои в Москве. Съёмки предполагалось вести в целом ряде городов СССР. Однако режиссёру было поставлено жёсткое условие: фильм должен быть готов к концу года. При том, что сценарий был утверждён только 4 июня.

Сергей Эйзенштейн корректирует сценарий, и ограничивается лишь одним эпизодом - восстанием на броненосце «Потёмкин», который занимал в изначальном сценарии лишь 41 кадр.

 

Фильм снимался в Одессе. Сделано это было по двум причинам. Во-первых, Одесса являлась одним из центров кинопроизводства. А во-вторых, только там удалось найти подходящий для съёмок корабль.

Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» к моменту съёмки фильма был уже списан, и готовился к утилизации. Поэтому съёмки велись на стоящем в Одессокм порту броненосце «Двенадцать Апостолов». Однако этот корабль использовался в качестве склада плавучих мин, что серьёзно затрудняло съёмочный процесс. Сцены, происходившие во внутренних помещениях, пришлось снимать на крейсере «Коминтерн».

По сюжету восставшие матросы поднимают на броненосце красный флаг. Но на чёрно-белом экране красный флаг выглядел бы чёрным. Поэтому при съёмках использовали белый флаг, который перед премьерным показом был на каждом из 108 кадров вручную выкрашен в красный цвет, что произвело большой эффект на зрителей.

 

Премьерный показ фильма состоялся 21 декабря 1925 года на торжественном заседании, посвящённом юбилею революции 1905 года в Большом театре.

Впоследствии фильм по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов.

Добавить комментарий