Автобаны в Западной Германии окружены любовью, поклонением и легендами. Культ этот оправдан: идеальные условия позволяют ездить быстро и на дальние расстояния, так что многие западные немцы предпочитают автомобиль другим средствам передвижения.

Легенды, искусно раздуваемые, возводят автобан в некое немецкое чудо. Первая из них гласит, что скоростные дороги были придуманы и спроектированы лично фюрером.

Фриц Тодт, «старый камерад», позднее получивший титул «генерального инспектора немецких дорог», назвал первые скоростные шоссе «километрами фюрера». Эта сторона деятельности Тодта мало известна у нас в стране. Мы больше слышали и знаем о «службе Тодта», инженерных частях вермахта, обеспечивающих армейские саперные работы.

Однако служба фюреру для мюнхенского обер-инженера строительной фирмы «Загер унд Вернер» началась именно с прокладки скоростных дорог. Он— творец этой легенды.

С помощью Геббельса легенда обросла подробностями и стала еще одной национальной ипостасью фюрера: Гитлер — духовный отец и создатель автобана. Позднее к ней добавили, что семь миллионов безработных были спасены от голодной смерти благодаря участию в строительстве скоростных дорог. Когда после войны началось разоблачение национал-социализма, постепенно дошло дело до этой главы его истории, и тогда обнаружилось, что она лжива от начала до конца.

 
Гитлер открывает автобан
Гитлер открывает автобан

В действительности первая четырехрядная трасса, предназначенная только для скоростного движения автомобилей, была построена итальянским инженером П. Пурицелли в 1924 году.

В том же году в Германии возникло «Общество по изучению вопроса об автострадах», а два года спустя — «Объединение подготовки строительства автотрассы Гамбург— Франкфурт— Базель» (сокращенно «Гафра-ба»). Немного позже начались строительные работы, а движение на первом участке новой дороги открылось в 1932 году.

Приход нацистов к власти привел к созданию в 1937 году «Имперского объединения автострад». В нем собраны ранее разработанные проекты, которые позднее и были выданы Тодтом за «гениальные планы фюрера».

Когда нацисты принялись за скоростные дороги, используя их в стратегических целях, были уже готовы четыре участка немецких автобанов, чей опыт и лег в основу будущего строительства. Прокладывали их безработные в порядке «чрезвычайных работ».

Характерно, что весь «Гафраба» полностью был закончен лишь в 1962 году. Объясняется это тем, что фюрер отдавал предпочтение стратегическому автобану Ост— Вест. Так выглядит на самом деле история проектирования, создания и прокладки скоростных дорог. Нетрудно убедиться, что Гитлер оценивал их лишь как стратегические объекты, и никакого отношения к подлинному авторству не имел.

Так рушится легенда, как не выдержавшая исторической проверки, и все, что накручено вокруг нее, предстает в ином свете.

 

Совсем по-другому, например, выглядит миф о занятости безработных. Нацисты утверждали, что «провидение фюрера» заключается не только в идее прокладки дорог, но и в привлечении к их строительству семи миллионов безработных. Теперь доказано, что временами лишь четыре процента (от семи миллионов) безработных действительно привлекались к строительству. Остальных старались использовать на других работах, преимущественно военных.

Так, наслаивая одну ложь на другую, нацисты пытались объединить народ вокруг общенациональных ценностей. Автобаны были одной из них.

Бывшие солдаты первой мировой войны, ставшие безработными в результате экономического кризиса, тянули многорядные ленты со скоростью улитки и упорством муравьев.

 
Немецкие военнопленные на автобане в 1945 году
Немецкие военнопленные на автобане в 1945 году

«Мирная программа» оказалась строительством военных объектов. Рабочие вскоре стали солдатами. Они прокладывали, как оказалось, рельсы войны. Обещанный им путь к славе Германии на самом деле оказался дорогой в небытие. Так обманывали нацисты собственный народ.

Такова история автобана, уходящая корнями в черные времена нацизма.

Из статьи "Размышления на автобане", Лев Стржижовский, "Огонёк" №1 январь 1988.

Добавить комментарий