В IV веке до нашей эры жил Александр Македонский — человек и правитель, решивший завоевать Персию. Он изменил древний мир. Со школы все помнят, что он даже дошел до Индии и завоевал ее кусок. Но царь быстро умер, оставив богатое наследство своим потомкам. Те, как водится, полимеры не сохранили. Вскоре между сподвижниками Александра начались войны. На обломках империи возникли новые государства.

Так или иначе, Александр создал мост между Западом и Востоком. Греческая философия, политическая мысль и экономика проникли в традиционные общества Востока. Результат — новый скачок в развитии цивилизации.

Дальше — очень интересно. В Персии Александра и его сподвижников долго терпеть не стали. Все же была сильна местная культура и сопротивление греческой колонизации. Новое парфянское ядро быстро провозгласило себя преемниками Дариев. Поэтому влияние греков в регионе стало сходить на нет.

Другая картинка существовала на самом Востоке, в землях современного Пакистана, Афганистана, Узбекистана, Киргизии. Греки не только смогли удержаться дольше, но и пустили корни. Видимо, сыграло роль культурное многообразие региона. Восточные земли стремились к независимости от Персии, а рядом была загадочная Индия. Так на свет появилось Греко-бактрийское царство, просуществовавшее с 250 года по 125 год до нашей эры. Позже — Индо-греческое царство, закончившее историю в 10 году нашей эры.

Именно тут любопытные греки познакомились с буддизмом. Почему он им понравился?

Собственно, мы все знаем, что греки были очень открыты к любым новшествам. Индуизм — религия индусов, ставила всех пришельцев и иностранцев вне каст. Буддизм находил популярность у народа, поскольку отрицал касты и предлагал достижение счастья без мучительного прохождения всех этапов перерождений и очистки кармы. При этом, он тоже был открыт к любым этносам, как и христианство. Греческие политики тут же увидели в буддийском учении потенциального союзника. Они принялись его развивать и поддерживать.

Ученый Страбон описывает жизнь Менандра I (Милинды). Обратившись в буддизм, с 150 по 135 годы до нашей эры правитель греков активно распространял буддизм. Его сравнивали с Александром Великим. После смерти прах Менандра был разделен, по легенде, между разными народами. Останки царя использовали для строительства статуй Будды.

Понятно, что греки поддерживали буддизм из соображений создания прочного фундамента для дальнейшего продвижения в регионе. В плане конфликтов они встречали упорное сопротивление индуистов. Но… греки недооценили влияние буддизма на себя!

Вскоре в Афины уже начали приезжать странные люди, рассказывающие не менее странные истории. Представьте себе буддийского монаха в Афинах! Это не шутки! Известен философ Пиррон, основавший школу скептиков. Ее положения во многом повторяли буддийские постулаты.

Буддисты на греков смотрели с большим интересом. Существует теория, что на Востоке до греков не было принято изображать Будду в человеческом обличье. Обычно использовали некие атрибуты — жезл просветления, сандалии и так далее. Эллинские скульпторы вдохновили индусов. Зевс, Афина, Афродита — мы и сейчас помним языческих Богов античности. Восточные наблюдатели решили сделать буддийские статуи. Отсюда возникает версия, якобы изображения Будды сделали именно греки.

Посмотрите на заглавную картинку. Ничего не напоминает?

Постепенно греки и индусы начали смешиваться. Венцом их творения стало Кушанское царство — могущественная империя, просуществовавшая аж до 250 года нашей эры. На его территории распространялся буддизм, а в канон возвели греческие эстетические стандарты и искусство. Основали страну кочевники-тохары, то есть — был успешный опыт ассимиляции соседних народов.

К сожалению, счастливого конца у нашей истории нет. Оторванный от Европы культурный анклав был окружен обществами с иными ментальными установками. Крах греко-буддизма был предрешен исторически. С Запада его теснили персы. Вскоре — с Востока пришли гунны-эфталиты. Они и разгромили Кушанскую Империю.

Кстати, среди гуннов распространялось несторианское учение — ересь, осужденная в Римской Империи, но нашедшая популярность на Востоке. Мы видим, что связи региона с Римом и Западом по-прежнему оставались очень сильными из-за интенсивного товарооборота.

Позже — в регион пришел абсолютный лидер и новый игрок. Ислам полностью уничтожил некогда цветущую культуру. Греко-буддизм повторил судьбу зороастризма в Персии.

Интересный факт: в 2001 году в Афганистане были варварски взорваны Бамианские статуи Будды. Историки относят их как раз к эпохе греко-буддизма и называют одним из великих чудес света. Религиозные фанатики сочли их идолами.

Жаль — нового общества на рубеже между Индией и Персией с греческим ядром не получилось. Считается, что во многом процветание того общества очень сильно зависело от торговли с Римом. Можно предположить, что кризис рабовладения Римской Империи привел к снижению покупательной способности, да и на Востоке от подобных экономических процессов страдали.

Новая идеология Европы в итоге родилась через синтез идей греческой философии и иудаизма, а не через синтез идей греков и буддизма, как могло бы случиться.