Уже понятно только из названия, что альпинизм как умение лазать по скалам появился в горном массиве на стыке Германии, Италии и Франции — Альпах. Там же появился новый вид войск — горно-стрелковые части.

Боевые действия в горной местности всегда имели свою специфику. Небольшие отряды, заняв перевалы, могли заблокировать передвижение крупных частей противника. Одним из первых с этой проблемой столкнулся Ганнибал. Населявшие Альпы племена доставили ему изрядное количество хлопот. Он смог нейтрализовать их либо подкупом, либо задействовав особый «спецназ», который зачищал горные отроги.

С появлением огнестрельного оружия возникли дополнительные нюансы. Части, продвигавшиеся по горным тропам, становились мишенью для стрелков, занявших господствующие высоты. В 1793 году на настоянию генерала Франсуа Кельмана была сформирована горно-егерьская часть. Через 6 лет французы получили хороший боевой опыт действий в горах. Они разгромили австрийские и русские корпуса Готце и Римского-Корсакова. Во время швейцарского похода Суворова солдатам обеих сторон приходилось становиться горными стрелками. Перевал Сен-Готард был намертво закупорен дивизией Лекурба. Лобовые атаки никак не помогали, но солдаты Багратиона, проявившие скалолазные таланты, изменили ситуацию. Они вскарабкались по склонам в обход левого фланга французов. В русско-турецкой войне 1877-1878 годов шли бои за Шипкинский перевал. Никакой специальной подготовки русские войска не получали, приходилось всему учиться на практике.

Аналогичная ситуация была в Италии. Там имелись подразделения, укомплектованные призывниками из горных районов, имевшими свою униформу, элементом которой были альпийские шапочки с птичьим пером. Бойцов таких подразделений называли «Альпини». Когда страна вступила в Первую мировую войну, создание батальонов для действий в горах развернулось. Они состояли из юношей и мужчин глубоко за тридцать. Как писал австрийский генерал Эрнст Кабиш, «они все знали горы, умели заряжать ружья, высматривать врага орлиным глазом, целиться и попадать в цель».

Граница Италии с главным противником Австро-Венгрией проходила по альпийским хребтам, включая примерно 100 км гор высотой не менее 3 км. Войска часто перевозились с помощью фуникулеров и канатных дорог. С глетчера на Монте-Дзеюру к вершине Турвизер итальянцы проложили трехкилометровую тропу с веревочными постами, окрещенную «лестницей в небо». Перепад высот на ней составлял около 700 метров (с 2900 до 3648). Части Австрийской империи пасовали перед «Альпини», взывая о помощи к Германии. По личному распоряжению Вильгельма II из баварцев были собраны два батальона горных стрелков, которых развернули в Альпийском корпусе Конрада фон Деллменсгинена. Благодаря их действиям наступление в Альпах завязло. Австрийцы набрали солдат из схожих районов (Тироль, Малая Польша, Закарпатье и Хорватия). Борьба стала вестись на равных.
Альпийский корпус получил в качестве эмблемы горный цветок — эдельвейс. Затем корпус отправили во Францию, позже он использовался как пушечное мясо под Варденом и в Пикардии.

Некоторые историки полагают, что эта борьба была поэтично-красива и бессмысленна. Стояла задача в захвате высот, с которых можно было бы перекрывать огнем горные тропы с перевалами. Однако через них вряд ли можно было бы перевести значимые силы, чтобы развернуть их на равнине и начать наступление со стратегической перспективой.

Известная 1-я немецкая горно-стрелковая дивизия «Эдельвейс» вела свою родословную от Альпийского корпуса.

Добавить комментарий