Во время Первой Пунической войны произошло сражение при Панорме, которое не украсило летопись великих битв. Карфагеняне постарались забыть своё поражение, а римляне думали, что выиграли не совсем «правильно». 

Весной 255 года до н.э. у города Тудет экспедиционный корпус Марка Регула потерпел поражение. Решающую роль в битве сыграли боевые слоны, которые смяли пехоту римлян. После этого карфагеняне переправили большое количество слонов в Сицилию. Это возымело успех! Римские военачальники стали избегать сражений, предпочитая брать города в осаду. 

Полководец пунийцев Гасдрубал в 251 году до н.э. выступил с тридцати тысячным войском, а также с 130 боевыми слонами. Его войско оказалось рядом с городом Панорм. Гасдрубал рассчитывал на возможность поживиться хлебом и сразиться с легионами консула Целилия Метелла. 

Отступать, бросая союзников в Панорме, было нельзя. Римляне начали готовиться к сражению. Однако Целилий Метелл решил сделать ставку не на легионы, а на внезапные факторы. Первое, перед городом со стороны возможного наступления пунийцев он приказал вырыть ров, чтобы слоны не смогли его преодолеть. Второе, мобилизовал всех панормских кузнецов и распорядился изготовить множество дротиков и металлических снарядов для пращей. 

Когда армия Гасдрубала подошла к городу, пунийский военачальник удивился. Его войско встречали римские велиты и пращики, которые укрылись за рвом. Они открыли огонь, засыпая передовые ряды врага дротиками и снарядами пращей. Полагая, что это начало битвы, и что римские легионеры скоро подоспеют, карфагеняне начали строиться в боевые построения. Военачальник надеялся дать бой по всем правилам военного искусства: перестрелка легких сил, бой тяжелой пехоты, атака конницы и слонов. 

Стрелки карфагенян с небольшим запасом «боезапасов» были быстро разогнаны римлянами. Численность карфагенян начала уменьшаться без какого-либо урона для врага. Прикрываясь щитами, карфагеняне продолжали ждать появления легионеров, но приходили только новые подкрепления стрелков и метальщиков. Целилий Метелл наблюдал, со стен Панорма, как его план блестяще исполняется. 

Гасдрубал бросил своё войско в бой через ров, когда стрелки противника подстрелили нескольких слонов, а остальные начали волноваться. Тяжелая пехота пунийцев кое-как преодолела препятствие и оттеснила вражеских велитов с пращниками в стенам города. Потом по небольшим мосткам перевели и слонов. 

Животные, поставленные впереди строя пунийцев, двинулись в атаку и первыми оказались у стен Панорма. Тут на них обрушился ливень метательных снарядов, как со стороны легких отрядов, так и от стен города. Животные, обезумев от боли, не выдержали вражеского «огня» и бросились назад, топча пехоту и сталкивая её в ров. Армия Гасдрубала прешла в полное расстройство. Сражение было проиграно. 

Покончив с вражеской армией, потерявшей 20 тыс. человек, консул велел изловить сбежавших слонов. Пленные нумидийцы вызвались сделать это. Они получили свободу, а слоны отправились в Рим. Им предстояла ответственная миссия. Вместе с пленными командирами они шествовали в качестве трофеев во время роскошного триумфа Целилия Метелла.

Добавить комментарий