Военный гений прусского короля не раз перекраивал карты Европы. Фридрих II сумел вывести свою страну в число великих держав, а потом чуть не погубил её. Но все же он остался в памяти немцев основателем германской государственности и героем нации.

В начале 18-го века Пруссия с трудом поднималась из развалин после войн, предыдущего столетия. Обезлюдевшие города и деревни, заброшенные поля и фермы. И всё это было разбросано большими и маленькими анклавами на огромной площади. Население насчитывало едва ли больше 700000 человек. Но и оно сокращалось от неурожаев и эпидемии чумы. Соседи не только не считались с Пруссией, но даже отказывались признавать её королевством. Никто не покушался на прусские владения лишь потому, что Европу сотрясала война за испанское наследство, сулящая победителям более богатую добычу. 

Берлин, куда недавно была перенесена столица из Кёнигсберга, был небольшим провинциальным городишком. Вот на этом мрачном фоне у наследника прусского престола Фридриха Вильгельма 24 января 1712 года и родился сын. Это был уже третий сын в семье, но его старшие братья умерли ещё во младенчестве. В начале 1713 года Фридрих Вильгельм взошёл-таки на престол, а над Пруссией словно засияла счастливая звезда. Сначала европейские страны признали её королевством, что было немалым дипломатическим прорывом. Затем молодой монарх удачно ввязался в Северную войну: за то, что он помог добить обескровленную Швецию, Пруссия получила её владения в Померании, Штеттин с прилегающей областью и другие территории. На долгие годы девизом королевства стали «контроль и экономия». Все деньги Фридрих Вильгельм вкладывал в армию. Он столько времени проводил среди военных и так активно интересовался их делами, что получил прозвище «король-солдат». 

Таким же он пытался воспитать и своего старшего сына. Правда, король немного промахнулся с учителями для юного Фридриха. Сначала это была французская эмигрантка графиня де Рокуль, а затем её весьма учёный соотечественник Дюгон. Они привили юному принцу такую любовь ко всему французскому, что Фридрих Вильгельм только за голову хватался. Юный Фридрих питал очевидную склонность к танцам, стихам, музыке, литературе и философии, к тому же он был довольно субтильного телосложения. Так что отец счёл семилетнего Фридриха «ненадлежащим» наследником и решил передать престол младшему сыну — Августу. Тот был крепок здоровьем, широк в кости, столь же шумен и рыж, как отец, и часами мог возиться с оружием и лошадьми. Правда, по отзывам современников, Август был самым настоящим балбесом.

Молодого Фридриха держали в такой строгости, какая и не снилась его сверстникам. Теоретическое образование (в том числе и военное) принц получил первоклассное, но практических навыков ему явно не хватало. Естественно, что ни к чему, кроме конфликта с отцом, это привести не могло. Примерно к шестнадцати годам неприязнь к отцу-деспоту переросла в желание бежать от него. К 1730 году созрел заговор, призванный осуществить мечту принца. Во главе его стоял товарищ детских игр Фридриха лейтенант Ганс фон Катте. Через него шла переписка между участниками заговора, в том числе и с английским королём Георгом II. Фридрих собирался бежать в Англию, что его отец воспринял как двойное оскорбление. Он ненавидел британцев и всё британское. Виной тому были детские обиды. Георг II был кузеном Фридриха Вильгельма. Этот мальчик был достаточно смел и силён, чтобы поколотить будущего прусского монарха, и неприязнь к драчливому кузену сохранилась у Фридриха на всю жизнь. Но заговор провалился. Фридриха и фон Катте схватили и бросили в тюрьму Кюстрина. Принцу было обещано прощение в обмен на отказ от права на престол. Он отказался. Фридрих Вильгельм пришёл в ярость и приказал отдать сына под суд. Однако судьи упёрлись: законы королевства запрещали судить кронпринца. 

Вдобавок на Фридриха Вильгельма давили европейские монархи, требовавшие отнестись снисходительно к кронпринцу. В результате фон Катте был осуждён и обезглавлен под окном камеры Фридриха. А вот наследника король простил, хотя и не сразу. Два года он провёл в Кюстрине в роли члена военного суда Неймаркского округа, а затем назначен шефом пехотного полка и возвращён из ссылки. 

Окончательно Фридрих примирился с отцом в 1733 году, когда согласился по его воле жениться на Елизавете Брауншвейгской. В том же году он участвовал в войне за польское наследство, сражаясь под началом легендарного полководца Евгения Савойского. Тогда же будущий король проявил себя и в качестве литератора. Он написал политико-философский трактат «Антимакиавелли», где критиковал цинизм автора «Государя». Произведение удостоилось хвалебных отзывов Вольтера, отредактировано им и опубликовано.

В 1740 году Фридрих наконец-то стал королём и получил полную свободу действий. Ему досталась оправившаяся от потрясений, значительно увеличившаяся в размерах и богатая страна. Прусская армия была обучена и закалена в боях. Казна королевства была полна благодаря «контролю и экономии». Говорят, что когда Фридриху доложили о кончине его отца, он воскликнул: «Ура! Наконец-то война!». А потом молодой король с помпой похоронил отца (кстати, нарушив его последнюю волю, согласно которой похороны должны были пройти скромно) и ввязался в драку. В качестве первой цели Фридрих выбрал Австрию. 

Основываясь на старинном договоре 1536 года, он решил отобрать у неё Силезию. Кампания должна была стать лёгкой: на австрийский трон только что взошла молодая императрица Мария-Терезия, что вызвало в Европе раскол и породило множество охотников за австрийским наследством. Фридрих мобилизовал 25-тысячную армию и вторгся в Силезию, захватив её почти всю ещё до подхода крупных сил противника. Затем он выиграл несколько сражений, вынудив Австрию подписать невыгодный для неё мир. Пруссия получала большую часть Силезии и ещё ряд земель. 

Стоит отметить, что в битвах у Мольвица и Чеслау Фридрих наделал массу ошибок, и от поражения его спасли только выучка войск и хладнокровие офицеров. Пока молодой король набирался опыта, его солдаты делали всё, что могли. Фридрих ещё дважды воевал с Австрией. Сначала он неудачно вторгся в Богемию в 1744 году. От крупных неприятностей Пруссию тогда спасли сложные дипломатические отношения в Европе. Затем в 1756 году Фридрих вторгся в Саксонию и Богемию. 

Сначала наступление развивалось успешно: саксонцы капитулировали, путь на Вену был открыт. Но при Колине австрийцы разбили Фридриха — впервые в его карьере. Фридрих оказался в изоляции, так как Англия в действиях на суше серьёзной помощи оказать ему не могла. Дошло до того, что австрийцы даже наскоком захватили Берлин. Однако Фридрих смог собраться с силами, а прусские войска доказать, что они действительно являются лучшими в Европе. При Лейтене Фридрих разбил австрийцев, а при Россбахе — французов. 

Если бы не русская армия, то он бы снова вышел сухим из воды. Но сражения при Цорндорфе и Кунерсдорфе не только закончились для пруссаков поражениями, но и подорвали веру солдат Фридриха в своего короля. Вскоре генерал Чернышов взял Берлин, а прусский король оказался на грани поражения. Он ещё смог разбить вчетверо превосходящую австрийскую армию при Лигнице, но, скорее всего, эта победа стала бы лебединой песней для великого полководца.

В 1761 году произошло событие, перевернувшее ход войны. Умерла российская императрица Елизавета. Сменивший её на троне Пётр III боготворил Фридриха и тут же заключил с ним мир, да к тому же ещё и предложил ему военную помощь. Эти события получили название «Чудо Бранденбургского дома». Хоть Пётр и продержался на троне недолго, но сменившая его Екатерина II не возобновила войну, и в 1763 году стороны заключили мир на условиях возвращения к довоенному положению вещей. 

В 1778 году, будучи уже совсем старым и больным, Фридрих ввязался в войну за баварское наследство. Его противником вновь стала Австрия. 

Фридрих поставил её на грань поражения одними манёврами, не дав ни одного крупного сражения, и до конца своих дней гордился этой бескровной победой. В последние годы жизни Фридрих посвятил себя литературе. Он пережил всех своих боевых генералов, стал грустен и замкнут, много болел. Умер Фридрих 17 августа 1786 года в Потсдаме. В Германии принято называть его последним королём-воином, отдавая должное его храбрости и благородству.

Основные полководческие приёмы, присущие Фридриху, проявились довольно рано — со времени силезских войн. Основой его стратегии была скорость. Все войны он начинал стремительным вторжением на территорию противника, иногда даже при неготовности и отсутствии припасов, обозов и даже артиллерии. Залогом победы он считал инициативу и наступление и прикладывал все силы к тому, чтобы противник до последнего не знал о его замыслах. 

Фридрих учил своих генералов, чтобы они никогда не вступали в бой по воле неприятеля. За всё время он лишь однажды поставил свою армию в оборонительную позицию. Кроме того, Фридрих тщательно следил за тем, чтобы стремительной атакой начинались и война, и отдельное сражение. Особое внимание он придавал единоначалию и дисциплине, без которых не мыслил армию. Фридрих стремился по возможности сократить артиллерийскую подготовку, предпочитая быстрее сблизить свои пехотные части с противником на расстояние ружейного залпа. Постоянными тренировками пруссаки довели скорострельность до 4,5-5 залпов в минуту, что давало им колоссальное преимущество в применяемой в то время линейной тактике боя. Более того, Фридрих ввёл линейную тактику и в кавалерии, что оказалось полной неожиданностью для противника. Кирасиры и драгуны его армии наступали построением в три линии поэскадронно. Кавалерию Фридрих довёл до идеального по тем временам состояния. 

Понимая, что линейная тактика имеет недостатки, Фридрих II пытался модернизировать её. К примеру, он ввёл косой боевой порядок (батальоны наступали уступом), состоявший из трёх линий батальонов, имевших по три шеренги. Артиллерия размещалась в интервалах между батальонами, появились лёгкие орудия, двигавшиеся за кавалерией на флангах и впереди боевого порядка. В действиях против вражеской пехоты Фридрих часто применял каре, что тоже было в определённой степени новинкой (обычно его применяли против кавалерии). Целью такого построения являлся удар превосходящими силами по одному из флангов противника, в то время как другой фланг и центр должны связывать заведомо ослабленные группировки. Этот боевой порядок до последнего момента скрывает от противника место, где будет осуществлён главный удар. 

Детство и юность Фридриха II во многом повторяют детство и юность его отца — Фридриха Вильгельма I. Оба были старшими братьями в многодетных семьях, у обоих по два старших брата, рано умерших. Оба боготворили матерей и не любили отцов, причём чувства эти были взаимными. Оба обожали лошадей и самым подходящим занятием для мужчины считали военное дело. Оба отличались крутым нравом. Разница между ними была лишь в увлечениях и пристрастиях. Фридрих II интересовался литературой, историей, географией, знал французский язык, почитал своих гувернеров. Его отец ненавидел всё французское, гуманитарные науки и своих учителей. Он интересовался выращиванием овощей, кормами для лошадей и математикой. Многогранная личность

Фридрих был высокообразованным человеком. Он знал испанский, французский, английский, итальянский, греческий, древнегреческий языки и латынь. Написал несколько объёмных трудов, несколько политических трактатов, сочинял стихи. Кроме того, он был одарённым музыкантом: ему принадлежит авторство около ста сонат и четырёх симфоний, а его концерты для флейты до сих пор входят в репертуар современных исполнителей. Интересовался разведением собак. Покровительствовал искусствам, отменил цензуру, открыл публичную библиотеку, считался сторонником свободы вероисповедания. В быту был скромен, бережлив. Обладал отменным чувством юмора и быстротой в принятии решений. Отличался личной храбростью — часто сам водил своих солдат в атаку.
 

Добавить комментарий