Гай Юлий Цезарь, безусловно, входит в узкий круг выдающихся людей, которым было по плечу не только добиться вершин власти и могущества, но и перетряхнуть сами основы мироустройства. Выдающийся политик, дипломат, государственный деятель, военачальник, он вызывал либо восхищение, либо ненависть - середины быть не могло. Оценивая деяния Цезаря, Наполеон как то сказал: «Если бы успех не сопутствовал Цезарю, потомки поместили бы его имя рядом с именами великих злодеев».

Цезарь происходил из богатого патрицианского рода Юлиев. Правда, к моменту рождения в 100 году до нашей эры мальчика, названного Гаем, слава семьи изрядно померкла. В пятнадцать лет Цезарь потерял отца и возглавил семейство. Его юность пришлась на период гражданских войн. Сначала Сулла боролся с Марием, которому Цезарь приходился племянником, и Цинной, на дочери которого - Корнелии - он был женат. Затем после победы расправлялся с политическими оппонентами, в результате чего Цезарю пришлось покинуть Рим и найти себе пристанище в Азии. Там он поступил на службу и проявил себя толковым офицером.

В 74 году Цезарь получил разрешение вернуться на родину и вскоре был избран военным трибуном. Поворотным моментом в его жизни стало восстание Спартака. Именно тогда Цезарь близко сошелся с Марком Лицинием Крассом и Гнеем Помпеем. Первый был богатейшим человеком Рима и на долгое время стал покровителем Цезаря. Второй был популярнейшим политиком. Благодаря таким связям Цезарь последовательно добивался всех ордийарных должностей в Республике, неуклонно наращивая популярность.

Потерпев политические неудачи, Помпей около 60 года до нашей эры окончательно взял курс на сближение с Крассом и восходящей звездой на римском политическом горизонте Цезарем. Их союз, направленный против сенатской партии, получил название Первого триумвирата. С помощью своих новых сторонников Цезарь стал консулом в 59 году до н.э. и провел закон о наделении землей ветеранов Помпея. После чего отправился в Галлию.

Помпей остался в Риме и занялся, так сказать, землеустройством. Его положение оказалось нелегким. Против него выступили так называемые демагоги во главе с народным трибуном Клодием, который пользовался поддержкой электората, так как провел закон о бесплатной раздаче хлеба. Цезарь одерживал в Галлии победы, а авторитет Помпея падал, что, естественно, вызывало у него зависть к своему более удачливому союзнику. К тому же Клодий считался сторонником Цезаря.

Но тут стала набирать силу аристократическая партия, которую возглавлял Катон. Это заставило триумвиров объединиться. В 54 г. они разделили сферы влияния: Цезарь оставался в Галлии, Помпей получал Испанию, а Красс - Сирию и право вести войну с новым грозным соперником Рима на востоке - Парфией.

Уже на следующий год римляне в битве при Каррах потерпели от парфян сокрушительное поражение. Красс пал в бою, а его голову доставили в армянский город Арташат.

Триумвират распался. Цезарь и Помпей остались один на один, готовясь к решающей схватке.

Цезарь получил наместничество в Цизальпинской Галлии, но его целью было завоевание Трансальпинской, что он и осуществил. В результате Рим приобрел провинцию, включающую в себя территории нынешних Франции, Бельгии, Нидерландов и Швейцарии.

Поводом для начала войны стало переселение из швейцарских областей на запад кельтского племени гельветов. Под предлогом помощи союзникам Рима кельтам-эдуям Цезарь разбил гельветов. В том же году он победил вторгшиеся в Галлию германские племена. На следующий год Цезарь покорил северные племена белгов.

Вся Галлия была подчинена и обложена огромной данью. Но Цезарь не остановился и еще совершал диверсионные вылазки. Он перешел Рейн и первым из римлян напал на зарейнские германские племена, а также дважды высаживался в Британии, само существование которой до этого вызывало у римлян вопросы.

Завоевание Галлии принесло Цезарю не только славу, но и несметные богатства. Покоренные области римляне беспощадно грабили. Галлы, естественно, пытались сопротивляться. Они выбрали своим царем молодого талантливого вождя Верцингеторикса и в 52 году нанесли римлянам несколько чувствительных поражений.

Под началом Верцингеторикса оказалась большая армия, в том числе 15 тысяч превосходной галльской конницы. С большим трудом Цезарю удалось оттеснить галльского вождя в крепость Алезия. Для этого ему пришлось предпринять сверхсложный маневр, обманув галлов и выйдя им в тыл. Несколько дней армии шли параллельно друг другу по разным берегам реки, но в решающий момент Цезарь смог первым добраться до переправы и вынудил Верцингеторикса отступить.

Крепость Алезия располагалась на большом плато между двумя реками. С трех сторон она была окружена горами, а с запада простиралась равнина. Цезарь имел от 60 до 70 тысяч человек, включая 10 тысяч германских всадников, Верцингеторикс - 80 тысяч человек. Однако галлы по всей стране набирали подкрепления и готовились идти на соединение.

Цезарь, желая закончить войну одной битвой, но остерегаясь идти на штурм, обложил город, возведя вокруг него две мощные укрепленные линии. Внутренняя линия римлян, окружавшая Алезию, имела в длину 16 километров. Внешняя линия, сооруженная Цезарем «на случай нападения неприятеля извне», достигала 20 километров. Работы по строительству осадных сооружений, вызвавшие восторг в Риме, были выполнены в 40 дней силами всей армии. Три широких рва следовали один за другим на расстоянии около 100 м. В средний ров была пущена вода из реки. За рвами высился вал, укрепленный частоколом с зубцами, за которыми могли скрываться стрелки. Через каждые 25 м на валу были сооружены многоэтажные башни, в которых можно было разместить солдат и специальные метательные орудия.

Подошедшие на выручку галльские войска Коммиуса расположились на расстоянии километра от внешнего кольца римских укреплений. На следующий день началось сражение. Конница, поддержанная легкой пехотой, выступила из лагеря на западную равнину. Здесь и произошел ожесточенный бой, продолжавшийся от полудня почти до захода солнца. Конница Цезаря при помощи нескольких когорт пехоты отбила все атаки галлов.

Через день сражение снова возобновилось. Галлы, заготовившие большое количество фашин, лестниц и крючьев, в полночь вышли из лагеря и вторично атаковали римлян со стороны западной равнины. Верцингеторикс также произвел вылазку из города. Но, несмотря на большие усилия галлов, организованное ими ночное нападение не привело к желаемым результатам. На следующую ночь, после дополнительной разведки, галльские вожди направили часть своих войск к северу к горе Pea. Здесь римская укрепленная линия проходила по склону горы. Атака ее с вершины Pea казалась наиболее удобной. Командовавший этой группой галльских войск Вергасиллаун к рассвету достиг назначенного места и, скрыв войска за горой, ждал сигнала к переходу в решительное наступление. Другая часть войска, и в том числе конница, предназначалась для атаки прежних участков с западной стороны.

В полдень одновременно с обеих сторон началась атака римских позиций. Верцингеторикс, в свою очередь, снова произвел вылазку из крепости. «Почти единовременно завязался упорный бой на всех пунктах; неприятель прилагал свои последние усилия: где место, по-видимому, казалось слабее, туда он устремлялся. По обширности укреплений наши войска были разметаны в разные стороны, и нелегко поспевали они во все места», - писал об этом сражении Цезарь.

Атака галлов, предпринятая со стороны горы Pea, была успешной. Римляне не выдержали сильного натиска. Но в это время выделенный Цезарем сильный отряд из конницы и нескольких когорт обошел у ручья Ребутен штурмующие колонны галлов и нанес им удар с фланга и тыла, решив этим самым исход сражения. Теснимые Цезарем галлы на горе Pea и на равнине Лом обратились в бегство. Организованное преследование довершило разгром. Хотя последующий штурм крепости к успеху не привел, Верцингеторикс, видя поражение галлов на внешних позициях, вернулся со своим войском в крепость и на следующий день ввиду безвыходности положения сдался Цезарю.

Галлы потеряли под Алезией около 250 тысяч человек, из них 40 тысяч - пленными. Но и Цезарю эта битва обошлась недешево - пали почти 15 тысяч легионеров.

Помпей и сенатская партия не могли больше терпеть рост могущества Цезаря. 1 января 49 года до н.э. Сенат принимает решение, что он должен сложить свои полномочия в Галлии и распустить войска. Во всей Италии было объявлено военное положение, главнокомандующим фактически стал Помпей.

Цезарь понял, что главное сейчас - быстрота и натиск. Действовать нужно стремительно, пока Сенат не успел подготовиться к войне. В его распоряжении находились всего 5 тысяч легионеров. Они стояли лагерем невдалеке от реки Рубикон. «Жребий брошен», - произнес Цезарь и перешел Рубикон. Гражданская война началась.

Война поначалу носила очень странный характер. Итальянские гарнизоны один за другим переходили на сторону Цезаря. Помпей и его сторонники бежали на юг в портовый город Брундузий, забыв даже прихватить государственную казну. Вскоре Помпей оставил надежду на сопротивление в Италии и эвакуировался в Грецию.

Теперь предстояла война в провинциях. В Испании стояли семь верных Помпею легионов. Цезарь стремительным маршем ворвался в Испанию и, искусно маневрируя, принудил их сдаться.

В ходе этих операций проявился не только военный, но и политический талант Цезаря. Он не прибегал к казням и жестокостям, охотно прощал сдавшихся помпеянцев. Это привело к тому, что сторонники Помпея, ожидавшие от Цезаря снисхождения, утрачивали желание ожесточенно биться до конца.

Однако Помпей по-прежнему представлял серьезную угрозу. Пехота у него была слабее, зато флот почти полностью был на его стороне. Преимущество давала также сильная конница и союзники из македонцев, фракийцев и фессалийцев. Войска Помпея и Цезаря встретились у Диррахия (современная Албания), и здесь Цезарь потерпел единственное за время гражданской войны поражение. Оно могло бы обернуться полной катастрофой, но Помпей не стал преследовать бегущих цезарианцев. «Наш противник мог бы сегодня победить, если бы Помпей умел побеждать», - заметил Цезарь.

А вскоре, 6 июня 48 года до н.э., в битве при фарсале помпеянцы были наголову разгромлены. Помпей бежал в Египет, но был убит в лодке, когда плыл к берегу.

Дипломатический талант Цезаря и умение прощать врагов помогли ему выиграть гражданскую войну.

Преследуя бежавшего Помпея, Цезарь с небольшим отрядом высадился в Египте и остался там на девять месяцев. Его задержала связь с египетской царицей Клеопатрой, от которой впоследствии родился Цезарион, он же Птолемей XV. Цезарь вмешался в династическую борьбу.

Египтяне подняли восстание. Цезарю с горсткой солдат пришлось вести бои за обладание Александрией. Восстание подавили, но вскоре вспыхнуло новое. В конце концов, римляне разбили египтян, а Птолемей XIII погиб, спасаясь бегством. Историк Светоний считает, что Цезарь не превратил Египет в провинцию, чтобы очередной наместник не использовал его для своих политических целей, как он сам использовал Галлию.

Пока Цезарь решал проблемы Клеопатры, положение вновь осложнилось. Помпеянцы собрали большие силы в Африке, где их поддержал нумидийский царь Юба. В конце 47 года Цезарь, уладив дела в Риме, высадился в Африке и в битве при Тапсе наголову разбил своих противников.

Последнее сражение гражданской войны произошло при Мунде, в Испании. Противников Цезаря возглавляли сыновья Помпея - Гней и Секст. Битва оказалась на редкость тяжелой, ее исход до последнего висел на волоске. Именно тогда Цезарь сказал, что он впервые сражался не за победу, а за свою жизнь. Но все же солдаты Цезаря взяли верх, почти все войско помпеян цев было перебито. Спасся только младший сын Помпея - Секст.

Гражданская война закончилась. Цезарь стал пожизненным диктатором с фактически неограниченной властью. Но, в отличие от Суллы, он не устраивал репрессий и террора. Его лозунгом был бескровный гражданский мир. Многие помпеянцы были помилованы.

Тем не менее, некоторая часть знатных римлян обвиняла его в стремлении к царской власти. Возник заговор во главе с Гаем Кассием Лонгином и Марком Юнием Брутом. 15 марта 44 года в здании Сената заговорщики убили Цезаря, нанеся множество ударов кинжалами. Они мечтали возродить республику, но окончательно отвратили от этой формы правления большинство римлян. Цезарь вряд ли планировал окончательно оформлять свою единоличную власть, отказываясь от сравнений с царями, но во многом из-за его убийства Рим скоро официально стал империей. Кстати, как пишет Светоний, «из его убийц почти никто не прожил после этого злодейства больше трех лет и никто не умер своей смертью».

«Жребий брошен!»

Знаменитое выражение «перейти Рубикон» часто трактуют совершенно ошибочно. Якобы Цезарь сказал: «Жребий брошен», переходя Рубикон со своими легионами из Италии в Галлию. Мол, он начинал войну вопреки воле Сената и в случае неудачи боялся наказания. На самом деле он сказал все то же самое и в том же месте, но уже возвращаясь из Галлии с победой. Он еще не был диктатором, а был всего лишь проконсулом. Но, по закону, проконсул мог командовать армией только за пределами Италии. Так что, вводя легионы в пределы метрополии, он, в общем, совершал преступление.

Добавить комментарий