Оружие индийских богов впечатляет своей экзотичностью и разрушительной силой. Здесь и таинственная, подобная молнии ваджра, которой Индра повергал своих врагов.

И чакра, метательный диск Вишну, использовать который могли лишь мастера. Тем удивительнее видеть в этом ряду простую и лаконичную саблю — тальвар.

Принято говорить, что красота оружия — в его эффективности и отсутствии лишних элементов. Это в полной мере применимо к тальвару — традиционной сабле индийских воинов. Умеренно изогнутый клинок, удобно лежащая в ладони рукоять, идеальный баланс. Внимание привлекает лишь необычно выглядящий эфес. Этим оружием на протяжении веков сражались как пешие, так и конные. И не только в Индии, но и в Пакистане, Бангладеш, Афганистане и даже Непале.

Секрет эфеса

Тальвар появился приблизительно в XIII веке и принадлежит к большому семейству восточного оружия, которое произошло от древних изогнутых мечей, которыми покоряли Азию тюркские племена. Ближайшие «родственники» индийского тальвара — это арабский саиф, персидский шамшир и турецкий килич. Его отличают сравнительно небольшой и плавный изгиб, а также небольшая ширина клинка.

Впрочем, как это часто бывает, словом «тальвар» в Индии часто называют любое клинковое оружие. Поэтому встречаются тальвары весьма нетрадиционных форм. Некоторые из них относятся даже к так называемым зуль-фикарам — изогнутым мечам, клинок которых раздвоен на конце. По преданию, таким мечом владел пророк Мухаммед.

Однако есть черта, по которой тальвар можно безошибочно узнать и отличить. Это форма эфеса. Прямая рукоять с заметным утолщением посередине венчалась большим диском, на который как бы опиралась рука бойца. Такая система, с одной стороны, ограничивала свободу движений кисти, не давая свободно крутить саблей и исполнять сложные финты. Но с другой — увеличивала контроль над клинком и усиливала удар.

Эфесы тальваров нередко снабжались дужкой для защиты пальцев.

Но она никогда не была обязательным элементом и могла приобретать самые разные формы. Традиционным материалом для изготовления эфеса было железо, иногда — латунь и серебро.

Еще одной особенностью считается положение эфеса относительно клинка. У североиндийских тальваров рукоять без затей располагалась в линию с клинком, что облегчало колющие удары. На юге же рукоять наклоняли. Этот небольшой угол усиливал рубящий удар и позволял чуть дальше протягивать саблю при режущих и секущих движениях.

Коварный удар

Многообразие форм коснулось и клинка. Практически все они имеют длину в пределах 100 сантиметров, однако могут сильно варьироваться по ширине. Как правило, клинок тальвара украшает один или несколько долов.

Самым оригинальным украшением, которое имеют лишь самые дорогие экземпляры, изготовленные для представителей высшей знати, было так называемое моти-давати. Это сквозной желоб, шедший вдоль клинка. В него помещались несколько свободно перекатывающихся металлических шариков. А иногда это были не шарики, а жемчужины! Вопреки многочисленным легендам, такое украшение носило сугубо декоративный характер и скорее снижало боевые качества сабли, чем придавало ей некую особенную смертоносность. Тальвары с моти-давати чаще носились с парадным костюмом, чем брались в бой.

Строгих правил заточки тальвара не существует. Чаще всего лезвие имелось только с одной стороны клинка, но также была распространена и полуторная заточка. Нередко встречается расширение в последней трети клинка — елмань — для усиления рубящего удара.

Форма тальвара позволяла использовать его как всадникам, так и пехотинцам. Приемы при этом могли быть самыми разнообразными. Тальваром с одинаковой эффективностью можно было рубить, резать и колоть, что выгодно отличало его от большинства оружий-конкурентов. Известно, что умелые бойцы могли наносить сравнительно легкими тальварами удары такой страшной силы, что отрубали конечность или даже голову противнику.

Совершенно уникальным приемом, которым владели лишь лучшие мастера, был удар на предельно близкой дистанции, наносившийся длинным шипом, расположенным на том самом диске, венчающем эфес. Однако такой шип имели далеко не все тальвары. Очень часто там находился просто небольшой выступ со сквозным отверстием, в которое продевался темляк, надевавшийся на запястье.

Лучшие из лучших

Больше всего тальвар прославили индийские раджпуты. Это не только народ, но одновременно с этим и каста воинов-кшатриев. С IX века они играли огромную роль как во внутренней, так и во внешней политике. Раджпуты, ставившие превыше всего честь и воинскую доблесть, не раз претендовали на то, чтобы объединить разрозненные индийские государства под своей властью. Однако закрепиться им удалось лишь на северо-западе. Эта территория так и называлась — Радж-путана. В настоящее время там расположен самый большой индийский штат — Раджастхан, со столицей в Джайпуре.

Раджпуты, свято хранившие веру предков, стали серьезной проблемой для исламских завоевателей, которые вторгались в Индию в XI веке. Раджпуты вели бесконечные и порой весьма успешные войны против Делийского султаната. Их воинская сноровка и полное презрение к опасности внушали врагам уважение и страх. В безвыходной ситуации раджпуты никогда не сдавались в плен, а сражались до последней капли крови. Либо же совершали коллективное самоубийство вместе со своими женами и детьми.

Скорее всего, именно в это время тальвар стали изображать как один из атрибутов индуистских богов. Ведь именно тальвар был верным другом и спутником главных защитников индуизма на протяжении веков.

Однако доблесть раджпутов все же не смогла предотвратить завоевание Индии войсками Бабура, основавшего здесь империю Великих Моголов. Раджпуты были вынуждены признать власть мусульманских владык, однако сохранили право на автономию. И продолжали решительно сопротивляться любым попыткам исламизации, поднимая восстание за восстанием.

Неколебимая стойкость раджпутов вошла в легенды. А их легендарное оружие стало символом воинского духа и искусства. Мусульмане тоже ценили тальвары исключительно высоко, более того, именно эта сабля стала использоваться в обрядах представителями одной из основных ветвей УРОК ислама — шиитами. До сих пор, совершая обряд самобичевания в память о предательски убитом имаме Хусейне ибн Али, шииты потрясают тальварами как священным оружием справедливости и возмездия.

Тальвар оставался традиционным индийским оружием вплоть до конца XIX века, пока на полях сражений окончательно не воцарилось огнестрельное оружие.