В начале нашей эры на территории Центральной Азии существовала могучая империя Великих Кушан (объединение нескольких родственных кочевых племен). Это была одна из четырех, наряду с Римом, Парфией и ханьским Китаем, мировых держав древности. Она охватывала значительную часть Средней Азии, Афганистан, Пакистан и Северную Индию, в том числе и долину Ганга.

Слава кушан стала явной на Востоке в I веке, когда их вожди сумели потеснить власть саков, бактрийцев и парфян. Период расцвета Кушанской империи пришелся приблизительно на 105-250 годы.

Копья Бактрии

Первой под ударами кочевников пала Бактрия. Заставший это событие греческий историк Страбон рассказывает: «…Из этих кочевников в особенности получили известность те, которые отняли у греков Бактриану, именно асии, пасианы, тохары». Китайские источники также называли завоевателями Бактрии племена юэчжей или тохаров, выходцев из Центральной Азии. Заметим, никто не упоминает собственно кушан, но исследователи полагают, что они тем не менее входили в союз кочевых племен и, более того, возможно играли в нем ведущую роль как правящий род.

Бактрия стала ядром Кушанского государства. Кочевники довольно быстро восприняли традиции оседлой культуры. Они не стали подрывать хозяйственной основы страны — ирригационного земледелия, а напротив, повсеместно прокладывали новые каналы, позволявшие создавать земледельческие оазисы, строили города — центры деловой активности.

Кушанские города, как ранее существовавшие, так и вновь построенные, составили обширную систему, связанную дорогами и караванными тропами. Благодаря этому торговые связи развивались, в том числе с Римской империей и прежде всего с ее восточными провинциями. Торговля велась как по суше, так и по морю — через западные порты Индии. Кушанские торговцы достигали Александрии Египетской на Средиземном море и границ Китая.

Известно, что в Рим экспортировались пряности, благовония, драгоценные камни, слоновая кость, сахар. Транзитом из Китая на Запад поступали рис, хлопчатобумажные и шелковые ткани, кожи и другие изделия. Из Рима вывозились одежды, изделия из стекла и драгоценных металлов, статуи и различные вина.

Великий шелковый путь, протянувшийся с Дальнего Востока до Средиземноморья, проходил через земли кушан, и оттого их империя богатела на посреднической торговле. При раскопках дворца царского наместника в городе Баграме была обнаружена сокровищница, заполненная вещами из Рима, Индии и Китая, которые, скорее всего, попали сюда в качестве пошлины с проходивших караванов.

Несмотря на оживленные связи, между кушанами и ближайшими соседями — а ими были Парфия на западе и ханьский Китай на востоке, — нередко имели место военные столкновения. Особенно упорной была борьба в Восточном Туркестане в конце I -начале II веков, где кушанской армии удалось в конечном счете остановить ханьскую экспансию.

Толерантные цари

Кто был первым правителем собственно кушан — неизвестно, но найденные при раскопках предметы говорят о том, что им мог быть некий Герай, правивший в 1-30 годах. Этот вождь помещал на монетах свое изображение и называл себя кушанцем. Однако китайские источники утверждают, что основателем Кушанской империи в начале I века был Куджула Кадфизудельный правитель одной из групп юэчжей, сумевший подчинить себе все княжества, бывшие на территории Бактрии.

Куджула Кадфиз прожил более 80 лет. За годы его правления маленькое княжество раздвинуло свои границы вплоть до Индии. Затем его сын — Вима Кадфиз (Кадфиз II) — продолжил завоевания и покорил значительную часть полуострова Индостан. В результате Кушанская империя стала одной из крупнейших мировых держав, охватившей значительную часть Средней Азии, территорию современного Афганистана, большую часть Пакистана и север Индии. На монетах Кадфиза II часто встречается изображение индуистского бога Шивы с быком. Декларируя свою склонность к индуизму, царь, вероятно, стремился укрепить авторитет кушанской династии среди новых подданных.

Надписи на кушанских монетах сделаны греческими буквами, но на кушанском языке

Наибольшую известность из числа кушанских правителей получил Канишка, внук Куджулы Кадфиза. В одной из своих надписей он называет себя «богом» и «получившим царство от богов». При Ка-нишке государство достигло апогея политического и экономического могущества и включало, помимо прежних земель, южную часть Узбекистана и Таджикистана, а области Бухары, Самарканда, Ферганы и часть Восточного Туркестана (Синьцзян) находились в политической зависимости от кушан.

В официальных надписях времени царствования Канишки использовались греческий и бактрийский (принадлежащий к восточно-иранской группе) языки. Приверженец зороастризма, Канишка терпимо относился к индуистским культам. К тому же своей столицей он назначил город Пурушапуру (современный Пешавар на севере Пакистана). В эпоху его правления укрепляются позиции буддизма в Индии и Центральной Азии, блестящего развития достигают буддийские искусство и архитектура.

Роль Кушанской империи в истории Древнего мира была воссоздана по общим вехам и отдельным немногочисленным источникам, но всего этого исследователям было явно недостаточно. От обширного государства практически не осталось никаких заметных материальных следов. Но в 1950-х годах французские археологи предприняли раскопки в Афганистане, а советские — в Средней Азии, и тогда империя заговорила.

Среди известных открытий археологов — буддийский пещерный монастырь Каратепе, раскопанный около Термеза (Средняя Азия). Другой, Фаязтепе (Фаязтепа), расположенный неподалеку, — наземный буддийский монастырь. Фаяз-тепе богато украшен глиняной раскрашенной скульптурой и живописью. Исследователи собрали также довольно большую коллекцию монет. На них встречаются изображения не только Будды, но и самых различных божеств — в том числе греческие Гелиос и Гефест, индоиранские Митра и Веретрагна. Что интересно, надписи на монетах чаще всего были сделаны греческими буквами, но на незнакомом языке. Так удалось открыть, а затем и прочитать язык кушан, который, как выяснилось, имел свою письменность. Какие-то неведомые нам ученые, служившие при дворе царя Канишки, совершили для его подданных то, что гораздо позднее повторили Кирилл и Мефодий для славянских народов.

В долине реки Сурхандарьи советские археологи обнаружили древнейший кушанский памятник — поселение Халчаян. В руинах дворца было найдено множество обломков, сохранивших фрагменты живописных панно, которые украшали когда-то стены парадного строения, а также скульптуру. Исследователи обратили внимание на сходство изображений некоторых «царских» голов из Халчаяна с ликом Герая, загадочного монарха, известного только по его монетам. Возможно, сам дворец был его резиденцией, а Халчаян — столицей.

Удар Сасанидов

Первая реальная угроза для кушан явилась из Ирана, где в III веке теряющую значение Парфию сменило новое государство во главе с династией Сасанидов/ В одной из надписей шаХ Шапур I перечислил страны, якобы завоеванные им: «И я владею Хиндом (Северной Индией — Прим, авт.), Кушаншахром (царством кушан. — Прим, авт.) вплоть… до Согда (район Самарканда. — Прим, авт.) и границ Чача (Ташкента. — Прим, авт.)». Титул «великий царь царей кушанов» стал теперь носить наместник Сасанидов в Восточном Иране.

В начале IV века Шапур II нанес новый сокрушительный удар кушанам и захватил большую часть владений бывшей могучей империи. А затем остатки кушанского мира были разрушены нашествием новых кочевников

— эфталитов («белых гуннов»). Но традиции прежней эпохи на несколько веков пережили своих создателей. Еще в VII веке в Бактрии употреблялась кушанская письменность, созданная на основе греческого алфавита.

А в Средней Азии непоправимый удар кушанским традициям, в первую очередь, веротерпимости, нанесло арабское нашествие, когда сознательно разрушалось и преследовалось все, что не соответствовало догме ислама.