В начале битвы при Полоцке в октябре 1812 года граф Витгенштейнпоставил пехоту свою, состоящую по большей части из ополчения, в боевой порядок, и приказал построить позади неё несколько батарей. Когда приготовления были завершены, велел он пехоте отступить и навести неприятеля на пушки. Регулярные войска повиновались, но ополчение было с таким приказом несогласно.

"Нас привели сюда, чтобы драться, отвечали ратники, а не для того, чтобы отступать!"

Другой, третий адъютант повторяет приказ командующего. Тщетно! Храбрые ратники, не знакомые ещё с воинской подчинённостью, не хотят слушаться. Наконец приехал и сам генерал.

 
Ратники и офицер народного ополчения
Ратники и офицер народного ополчения

"Ребята!" - говорит он - "Не одним вам драться с неприятелем. Вчера вы его гнали, а сегодня моя очередь. Отступите. Позади вас поставлены пушки. Если не отойдёте, нельзя будет стрелять".

"Изволь, батюшка!" - отвечали они - "Что нам заслонять пушки! А от неприятеля не отступим!". Они пошли, с досадой говоря генералу: "Ты велел, ты и отвечай".

 
Швейцарская пехота наступает в битве под Полоцком
Швейцарская пехота наступает в битве под Полоцком

Неприятель поддался на обман, пошёл в атаку, и попал под сильный картечный огонь. Одни погибли на месте, другие обратились в бегство, преследуемые яростным ополчением.

Вечером после сражения один офицер спросил у ратника: "Теперь-то понял, что надо было сразу отходить?". "Вестимо, батюшка!" - отвечал он - "А впредь попроси генерала, чтобы он пушки-то прятал не позади нас, а спереди!"

Добавить комментарий