Клим Жуков. Всем привет! Возвращаемся в далёкий 17 век. Мы недавно записывали ролик, посвящённый судьбе русских рабов, которые были захвачены в плен в 16-17 веках и поступили на рабовладельческие рынки, в первую очередь в Крым. Немедленно поступили вопросы – откуда у нас такое гендерное неравенство, почему говорили только про мужчин? Замечание принято, сейчас поговорим про женщин, для чего мы пригласили незаменимого специалиста Алексея Николаевича Лобина. Алексей, привет. 

Алексей Лобин. Приветствую, Клим. Да, вопросы поступали, потому что как же так, вот про мужчин-рабов источников много – как их брали в плен, как их продавали, как их определяли на каторгу, что они там дальше делали, там поднимали восстания, уходили в Европу, из Европы шли пешком домой. Это всё очень подробно в источниках описано, притом в источниках разного характера – в купчих, в нарративных, т.е. повествовательных источниках, да, в свидетельствах, в реляциях, везде одни мужчины-мужчины-мужчины. А женщины что? Во время набегов, как мы знаем, с 14 века, с 14 по 18 века угонялось огромное количество полона и женщины там составляли, может быть, не половину, но значимую часть полона. 

Клим Жуков. А почему 14, почему не с 13? 

Алексей Лобин. Ну, я так беру, да, я беру именно… Да, конечно, с 13, но вот уже организованная продажа полона такая, что зафиксировано документами хорошо, это вот 14 век. Продавали, как мы знаем, даже в Западную Европу, о чём нам свидетельствует работа господина Лучицкого, которая так и называется – «Русские рабы в Русильоне» есть одна работа, другая есть «Русские рабы во Флоренции», т.е. даже в 14-15 веках. Т.е. даже туда продавали. 

Клим Жуков. В Венеции даже есть целая набережная, дельи Скъявони которая называется, да. 

Алексей Лобин. Вот, да. И, конечно же, вопросы поступают, что же с женщинами, неужели о женщинах ничего нет? Вынужден немножко разочаровать – да, о женщинах-полонянках (полонянки это пленницы, да), захваченных в ходе грабительских походов, там крымских татар в частности, нагаев, вот о них информация крайне, скудно мало. Настолько мало, что порой очень сложно восстановить путь женщины из плена домой, к примеру, да. Понятно, что женщины, которых определяли наложницами, кормилицами, они не могли поднимать восстания и уходить в Европу, правильно? 

Клим Жуков. А что, нормально было бы – восстание кормилиц, восстание гарема. 

Алексей Лобин. Да, восстание гарема. 

Клим Жуков. Захватили галеру и пошли пиратствовать. 

Алексей Лобин. Документы, прежде всего, отражают купли-продажи женщин, да, многократные притом, и кое-какие мимолётные упоминания женщин-рабынь, и некоторые делопроизводственные документы, как правило, это с 17 века, когда вот освобождённая женщина приходила уже в Россию, да. Конечно, её расспрашивали, расспрашивали, прежде всего, церковные представители, потому что интересовались, как она грешила там – ну, грех, да, постилась ли, вере христианской изменила ли, прежде всего такие вопросы. Никаких военный сведений, конечно же, нет, у неё не спрашивали, откуда женщина могла знать что-то про военные какие-то… 

Клим Жуков. Мало ли что в гареме нашпионила. 

Алексей Лобин. Тем не менее, вот такие истории, они имеют место быть и, конечно же, порой поражаешься выносливости некоторых женщин, которых вот угоняли в рабство, многолетнее рабство, и которые наконец-таки возвращались в Россию. Если мы посмотрим на Западную Европу, на русских рабынь в Западной Европе с 14 века, то отмечу, что где-то примерно до середины 14 века европейские рабы были по преимуществу, конечно же, мусульмане. Но уже в 15 веке встречаются рабыни, уже с начала 15 века встречаются рабыни, притом в документах Русильона там отмечены жёлтые татары и белые татары. Жёлтые – понятно… 

Клим Жуков. Татарские татары. 

Алексей Лобин. Женщины азиатские, да. А вот белые татары имеют имена Лукия, Марфа, Катерина. Т.е. предположительно, что это родом из Тартарии, которой называли область где-то за Литвой, да, Московия какая-то, ещё даже Московия формировалась ещё даже. 

Клим Жуков. Я думаю, там было дело в том, что христиан обращать в рабство было категорически нельзя. А если назвать этих странных людей татарами, то вообще вопросов нет, делай что хочешь. 

Алексей Лобин. Тем не менее, впоследствии эти рабыни назывались русскими рабынями, да. 

Клим Жуков. Перестали кривляться. 

Алексей Лобин. Да. И документы о продажах рабынь, т.е. их перекупали там у турок, они уже знались как русские рабыни. И о ценах я немножко говорил ещё тогда, что русские рабыни стоили очень дорого, дороже всех практически. Русские рабыни, я отмечу, это не только рабыни из России, это и из Польши, из Литвы, из Восточной Европы. Их всех называли «русскими», русинскими рабынями. Так вот, я напомню, что при ценах в Русильоне, допустим, рабыни там – эфиопка максимум доходила до 50 ливров, негритянки там около 40 ливров, а вот русские рабыни стоили от 60 ливров и выше. И напомню, что абсолютный рекорд был поставлен в 1429 году, когда 17-летняя русская девушка по имени Катерина была куплена за самую максимальную в истории торгов цену – 2093 лиры. 

Клим Жуков. Ужас. Это сколько ж у нас денег-то? 

Алексей Лобин. В нотариальных актах отмечено, что это рабыни частью наложницы, частью предназначены для кумлакты, т.е. кормилицы, да. 

Клим Жуков. От латинского. 

Алексей Лобин. Да. Для молока что называется. И русские рабыни да, если сравнивать списки всех продаваемых рабынь, то, конечно, да, русские рабыни – самые дорогие, и русских рабынь также приобретали для временной женитьбы. 

Клим Жуков. А ливр это у нас сколько грамм получается? Ливр это же у нас имеет золотой эквивалент некий? 

Алексей Лобин. Да. Я сейчас не скажу. 

Клим Жуков. Я помню в 18 веке, в 20-е годы 18 века его там сократили до 30 с чем-то грамм, золотой эквивалент ливра. А в 17 веке что там у нас получалось? Он больше был точно, чем 30. 

Алексей Лобин. Не могу сказать. 

Клим Жуков. Короче говоря, если вот… Сколько там эта стоила девушка 17-летняя? 

Алексей Лобин. 2093. 

Клим Жуков. 2093. Т.е. это 2093 золотых монет, это какая-то ужасная цена. 

Алексей Лобин. Рекорд. И по поводу приобретения рабыни для женитьбы, для временной женитьбы, т.е. исполняющая обязанности женщины. 

Клим Жуков. Врио жены. 

Алексей Лобин. Да, вот. В частности вот в работе Лучицкого есть свидетельство о том, как она почтенная и рассудительная флорентийская сеньора писала своему сыну в 1465 году: Если ты имеешь это намерение, напиши какую. Какую – либо татарку, которые все выносливы в работе, или черкешенку, отличающуюся, как и все ее соплеменницы, здоровьем и силой, или русскую, которые выдаются своей красотой и сложением. По моему мнению,— лучше всего взять…». Как думаешь, кого? 

Клим Жуков. Черкешенку. 

Алексей Лобин. Татарку. 

Клим Жуков. Татарку? Ага. 

Алексей Лобин. Написала сеньора. 

Клим Жуков. Т.е., видимо, у них там выбор был богатый. 

Алексей Лобин. Конечно же, конечно. И есть акт о том, что вот такой-то господин отдаёт, значит, во временное пользование такому-то господину русскую рабыню, этот господин обязан взять её в жёны и через 1,5 года вернуть. Т.е. попользовался, отдал. 

Клим Жуков. Получается, в лизинг её сдавали. 

Алексей Лобин. Да, фактически в лизинг. И вот за 16 век, конечно, документов о русских рабынях не там много, а что касается 17, то, конечно же, в первую очередь у нас появляется большое количество документов русской стороны, а именно расспросные речи русских полонянок. Это документы монастырей, в частности есть комплекс там Алексеева девичьего монастыря, где приводится список отправленных под начало полонянок, т.е. полонянок, которых отправляли для исповеди, для прохождения таинства в монастырь. Там такие иногда истории, очень-очень пронимают душу, можно сказать. Допустим, в 1606 году одну замужнюю девушку по имени Катерина взяли в плен нагайцы и продали татарам в Крым, где она пробыла 15 лет, в плену. Вот. 

В одном из боёв её отбили запорожцы и отпустили на волю. Дошла она сама до Путивля, в Путивле поведала, что, скорее всего, её муж помер, уже 15 лет прошло, конечно же, вот, поэтому её записали во вдовы. Пришла она в свою деревню Речки Коломенского уезда, кстати говоря, деревня есть и поныне, и оказалось, что муж-то её живой, женат во 2 раз. И что произошло: в записях написано, что "Коломенского уезда Савинова поместья Норовлева из деревни Речки вдова Катерина сказалась: взяли де ее в полон нагайские татаровя тому с 15 лет и продали в Крым; сказала веры татарской не держала, по середам и по пятницам и в великие посты мясо едала; отгромили ее запорожские черкасы, вышла на Путивль в великий пост в нынешнем году, и той вдове Катерине выискался муж Богдашко Елизарьев, и тому Богдашку велено жить с первой женою Катериною, а с другою женою, на которой после ее женился, с Татьяною, велено ему распуститца" 

Клим Жуков. Т.е. развестись, понятно. 

Алексей Лобин. Да, да. Т.е. представляешь, люди, после 15 уже каждый думал, что всё, супруг погиб… 

Клим Жуков. А тут раз. 

Алексей Лобин. Супружница погибла, а тут раз, все живы. Чем не сюжет для фильма? 

Клим Жуков. Ну да, это мелодрама была бы прямо замечательная. 

Алексей Лобин. Или вот: "Венского немчина Артамак Мауна жена руска Катерина, сказалась Козлитенка, стрелецкая дочь; взяли ее литовские люди, как король стоял под Смоленском, и свезли на Белую, и ее де взял тот немчин Артамак Маун, и живучи де она по середам и по пятницам в великие посты мясо не едала и немецкие веры не держала, и прижила она с тем немчином трое робят, все сыновья, один не крещон, а два в православную християнскую веру крещены". Очевидно, после смерти мужа, который её взял… 

Клим Жуков. Ловко перекрестила. 

Алексей Лобин. В жёны в своё время, она вернулась в Россию с детьми. 

Клим Жуков. Как же она при немце-то умудрилась 2 детей в православие крестить, а главное где? 

Алексей Лобин. Может быть, там такая романтическая история, что немчин был в неё так влюблён, что сказал – в какую угодно веру. Вот ещё история про Федору, жену Микиты Южкова: "взяли в полон нагайские татарове тому осмнадцать лет и свели в Козлев, а из КОзлева продали в Царьгород, жила у жида пол-осма года, веры жидовской не держала, а пила и ела с ними, и продал ее арменину, и арменской де поп исповедывал и причастья ей давал, и веру арменскую держала, и арменин продал турчанину, и турчанин де ей велел палец поднимать, и она де по неволе палец поднимала, и у турчанина де выкупил муж ее Никита и женился на ней, венчал в Галате греческой поп в церкви у Софей Премудрости Божии, и с Микитою де она прижила двое робят, сын Офонасей по шестому году, крещон, а в крещенье обливан, миром и маслом помазыван, а сын Фрол у грудей, крещон в Керче на дороге, крестил руской поп, которой ездил с Иваном в Царьгород". 

Вот смотри какая история в нескольких строчках, да. Взяли в плен, была там наложница у одного, второго, потом… 

Клим Жуков. Армянский поп молодец. 

Алексей Лобин. Вначале крестил, потом продал турчанину. 

Клим Жуков. Да. Ну как это – деньги нужны очень. 

Алексей Лобин. Конечно же, в Оттоманской Порте рабыни использовались в качестве служанок или наложниц. Вспомним, что у великого визиря Кары Мустафы в конце 17 века насчитывалось около 2000 наложниц. Кстати говоря, можно и такой пример привести: любимая жена султана Сулеймана I, Селим I, да, жена с Западной Украины, как сейчас можно сказать, Роксолана, о чём снят сериал на Украине. 

Клим Жуков. Да. 

Алексей Лобин. Вот там тоже была вначале наложницей. 

Клим Жуков. Сделала неплохую карьерку. 

Алексей Лобин. Да. У Сулеймана была. 

Клим Жуков. Т.е. получается, у Сулеймана дети-то наши, оказывается. 

Алексей Лобин. Ну, не наши… 

Клим Жуков. Ну, по тем временам-то наши, да и сейчас тоже. 

Алексей Лобин. Вот. И вообще что касается рабынь в Османской империи, кстати говоря, очень часто они становились вровень со своими бывшими владельцами. Т.е. их выдавали замуж, их женили на своих детях, и освобождение от рабыни, которая стала матерью, от мусульманина родила ребёнка, вот, она не могла быть продана или подарена. Т.е. её, как правило, господин признавал детей своими. Т.е. там вот такая ситуация была. И мы знаем, к сожалению, много таких отрывочных историй о том, какие приключения ждали рабынь наших, но, как правило, они отрывочны, очень лаконичны. Дело в том, что русских полонянок греческие иерархи, которым выдавались деньги для выкупа пленных, выкупали их в последнюю очередь. Во-первых, в Турции они стоили очень дорого. Лучше выкупить дворянина или пашенного крестьянина. 

Женщину, которую продавали за несколько десятков динар, к пример, зачем? Лучше вот этих, да. Т.е. из практических соображений шли, и обменивали пленных то же самое, прежде всего, обменивали, конечно же, на дворян, прежде всего дворян, детей боярских, т.е. мужчин. Боевые единицы, прежде всего, рабочие руки. Женщин освобождали в последнюю очередь, вот. И были ситуации, когда выдавалась сумма какая-то полоняничих денег, и этих денег хватало на выкуп, допустим, 20 пленников, вот, 19 выкупали прежде всего мужчин, а вот на остаток, там, наверное, уже просто мужчин из представленных пленников не было, была женщина, выкупили женщину, ей повезло. Т.е. женщины, конечно же, безмолвные свидетели эпохи той, конечно, претерпели страдания и муки, но сведений об этих страданиях и муках, к сожалению, не так много. Потому что так уж сложилось, что документы отображают такой, скажем так, лаконичный ряд биографий вот этих рабынь. 

Клим Жуков. А вот интересно, выдавали полоняничьи деньги греческим каким-то иерархам, а как их контролировали? Потому что кто же проверит, сколько реально этот самый раб стоил, которого выкупали у турка? Не у турка ж ты проверять будешь. А греки тебе заявят, что он стоил в 4 раза дороже, а остаточек себе. 

Алексей Лобин. Полоняничьи деньги, которые собирались с посадского населения… 

Клим Жуков. С монастырей. 

Алексей Лобин. Да, с монастырей, они выделялись специально для выкупа пленных, да. Предписывалось, по какой цене кого выкупать. А будет там дворянин по 10 рублёв, т.е. брать-нет, торгуйся, по 20 уже смотреть. 

Клим Жуков. До торгов. 

Алексей Лобин. Да-да-да. По роду его. Конечно же, в основном под честное слово выдавались, и поскольку считаются священнослужители, православные, т.е… 

Клим Жуков. Врать не могут. 

Алексей Лобин. Да. 

Клим Жуков. Правда вот в Новгороде, например, господине великом, епископ, потом архиепископ был в первую очередь председателем палаты мер и весов, потому что понятно, что торговые операции были связаны не с расчётом бумажными деньгами, а или с натуральным расчётом, или с расчётом металлическими деньгами, которые имеют важность в своём весе в первую очередь. И считалось, что иерарх, тем более такого высокого звания, уж точно не будет никого обвешивать, и покрывать обвес тоже не будет. Но сведения доходили в итоге разные. 

Алексей Лобин. Я думаю, всякие ситуации были. Возможно, да, ну всё-таки как-то наживаться на людском горе – ну не знаю. Это, конечно, зависело от тех… 

Клим Жуков. Потом это никому не мешало вообще ни разу. 

Алексей Лобин. Да-да-да. Здесь, конечно же, мы можем лишь предполагать, вот. Так что вот. 

Клим Жуков. Потому что, например, католические наши братья, которые вообще-то нас христианами вроде как признавали, мы, конечно, неправильные христиане после раскола 11 века, но тем не менее, мы же всё-таки христиане. 

Алексей Лобин. По крайней мере, освобождали. Т.е. захватывая, допустим, турецкую галеру, освобождали всех. 

Клим Жуков. Да. Но, однако, в Русильоне продавали без зазрения совести. 

Алексей Лобин. Это всё-таки 15 век, ещё там так, какое представление о русских имели в Русильоне в 15 веке? Да, схизматики, и всё. Схизматик – не христианин практически. Сознание немножко менялось, да, т.е. в 17 веке наложницы русские, конечно же, встречаются, и в том числе в Италии, да, на юге Франции… 

Клим Жуков. В Венеции там просто продавали этих самых славян безо всяких вопросов. 

Алексей Лобин. Конечно. Перед этим перекупив у каких-нибудь алжирских пиратов, которые в своё время ограбили …. 

Клим Жуков. Турков каких-нибудь. 

Алексей Лобин. Или перекупили у турок, да, а турки у крымских татар. 

Клим Жуков. Или у нагайцев. 

Алексей Лобин. Да, или у нагайцев. Встречаются, конечно же, цены на рабынь, они известны. Они, конечно, менялись в зависимости от частоты набегов, варьировались, совершенно разные суммы были. 

Клим Жуков. Очень интересно, потому что в Риме во время античности, во время ещё даже Республики понятно, там с рабством был полный порядок, так вот там рабы-то стоили весьма прилично. Мы тоже знаем хорошо цены. Конечно, не исчерпывающе, но представление имеем неплохое. Вот после серьёзных побед, например, после того как Сципион Африканский победил в Пунических войнах; после многочисленных побед Гая Юлия Цезаря там что-то цена на рабов падала настолько… 

Алексей Лобин. Падала, конечно. 

Клим Жуков. Их слишком много делалось. 

Алексей Лобин. Демпинг. 

Клим Жуков. Демпинг, да-да. Потому что там так-то если посмотришь в нормальные годы там цены на рабов такие, что понятно, что рядовой гражданин, даже будучи, скажем, ветераном какого-нибудь легиона, какого-нибудь прославленного 11, 13, понятно, он одного раба купит, может, 2 за всю жизнь, это причём хорошо если. При этом мы знаем гигантские латифундии, где трудились сотни и тысячи рабов, но это, понятно, только у олигархата. 

Алексей Лобин. Конечно. 

Клим Жуков. А так, конечно, вся эта история с рабами невероятно показательна, в т.ч. и с рабынями, это у нас как бы получается 2 собеседования на одну и ту же тему. Она очень показательна в том смысле, что вот это словосочетание «набеговая экономика», которая сложилась в Крымском ханстве, это вообще не пустой звук. Это был грандиозный бизнес на людях, и это на наших людях был такой грандиозный бизнес. В общем понятно в том числе для чего государство было вынуждено сплачиваться, потому что, конечно, все эти разрозненные княжества ещё в 15 веке даже, когда уже вроде как начались централизационные тенденции в первую очередь по экономическим объективным причинам, все эти разрозненные княжества не могли сформировать охрану границы, потому что с южной стороны, со стороны Дикого поля это была просто гигантская дыра, через которую эта лёгкая конница проезжала до куда угодно, вон аж чуть не до Коломны. 

Алексей Лобин. Её только более-менее стали заделывать строительством засечной черты – Белгородской засечной черты, Изюмской. Т.е. когда вот оборонительные сооружения были, и то были случаи, когда прорывались через эти засеки, вот, и по подсчётам исследователей, по-моему, за 17 век, за весь 17 век, Россия, она, боюсь соврать, четверти миллиона примерно лишилась из-за набегов населения южных уездов. Были такие уезды, там какой-нибудь Одоевский уезд, которые разорялись на 60-70%. Т.е. потом заселять даже некого было. 

Клим Жуков. Опять же, понятно, откуда такое количество людей на севере оказалось, потому что на севере набегов не было, туда татары не доезжали. Но, впрочем, на север-то у нас люди бежали ещё от половцев с конца 11, с 12 века с юга. 

Алексей Лобин. Несколько веков бегали. 

Клим Жуков. Несколько веков, да. У нас вон север Новгорода, Архангельск, Мурманск весь заселён поморами, которые выходцы, как это ни странно, в большой своей части, с Ридной Украины. 

Алексей Лобин. Да. И принесли ещё в фольклор былины. 

Клим Жуков. Конечно, потому что все былины о южных русских князьях, о киевских князьях, они все на 100% происходят с нашего русского севера, потому что почему-то там, в тех краях, на Украине, там про гетмана Сагайдачного поют, про Наливайку спевают, про Хмельницкого тоже спевают, а почему-то про князя Владимира никто ничего не знает вообще, ни одной былины оттуда не происходит. Вот такая история. Ну что, спасибо. 

Алексей Лобин. Такую заметочку хотел сделать, да. 

Клим Жуков. Про женщин было интересно, тем более вопросов много поступило. 

Алексей Лобин. Про женщин интересно, но мало, к сожалению, документы настолько разрозненные. Т.е. массово поднимать и вести какую-то статистику практически в настоящее время невозможно. Т.е. можно отдельные какие-то биографические данные. 

Клим Жуков. А если, например, привлечь данные с той стороны – от турок, от венецианцев, там же всё это учитывалось, особенно у европейцев. 

Алексей Лобин. Документы купли-продажи, они, конечно же, есть, и в архивах большое количество документов. Проблема – как их выявлять, вот так же, как история с жёлтыми и белыми татарами, да. Т.е. если бы имён бы не было, не пойми бы кто это были, а там Марфа… 

Клим Жуков. Татарка белая, звать Марфа, отлично. 

Алексей Лобин. Вот. И иногда там непонятно, опять-таки, «рутенка» - кто это? С Литвы ли, с Польши, с Московии? 

Клим Жуков. Тут в данном случае всем этим венецианцам было решительно всё равно, откуда они, потому что они говорили на одном и том же языке приблизительно, фенотипически, так сказать, были схожи, поэтому какая разница? 

Алексей Лобин. Главное, что была схизматик. 

Клим Жуков. Белая, красивая, и не человек – очень здорово. 

Алексей Лобин. Стоит дорого. 

Клим Жуков. При этом. 

Алексей Лобин. 2000 – пожалуйста. 

Клим Жуков. Это вообще, конечно. Ты когда в прошлый раз сказал про 2000 практически 100 ливров – ой… Это сумма, я не знаю, за которую можно было снарядить десяток тяжеловооружённых кавалеристов – с конями, доспехами. 

Алексей Лобин. Не помнишь, там по фильму «Анжелика и султан» за сколько Анжелику продали? 

Клим Жуков. Я не смотрел, поэтому не знаю. 

Алексей Лобин. Французский фильм. 

Клим Жуков. Я понимаю, о чём речь, но я не знаю. Я не читал, не смотрел, не в курсе. 

Алексей Лобин. Интересно, кто больше. 

Клим Жуков. Там-то придумка, а тут-то настоящая история. 

Алексей Лобин. Да. 

Клим Жуков. Ну что, настоящая история крутая. Спасибо. Следите за новостями из далёкого 18 века, а иногда из 16. Будем Алексея Николаевича приглашать ещё, он голова. А вам до свидания.

Добавить комментарий