Родилась Мария Андреевна Головина в 1896 году в селе Вязов Гай, что в Самарской губернии. В 16 лет ее выдали замуж за Ивана Попова, так что теперь она стала Марией Поповой. Но с мужем они прожили совсем недолго - Иван умер вскоре после свадьбы. После смерти мужа Попова устроилась санитаркой в больницу. Когда началась Гражданская война, Мария записалась в 25-ю Чапаевскую дивизию.

Пулеметчицей Мария никогда не была. В дивизии она поначалу служила по своему основному профилю - санитаркой. Девицей она оказалась сметливой, озорной. Сама Мария Андреевна рассказывала такой случай из своей санитарной практики.

В разгромленной аптеке маленького городка, куда вошли чапаевцы, стояли два мешка с содой. Санитарка Попова погрузила их на тачанку и привезла в дивизию. Нарезала полосками бумагу, насыпала порошка, свернула и надписала: «от головы», «от живота» и раздавала бойцам. Некоторым помогало.
После этого популярность санитарки Марии Поповой затмила авторитет главврача дивизии, который таких «чудодейственных» лекарств не давал. Солдаты-чапаевцы жаловались на врача комдиву - мол, плохо лечит. То ли дело — Машка Попова.

Правда, был один случай, когда санитарке пришлось стрелять из пулемета.
Во время одного из боев Мария, как обычно, принесла пулеметные ленты расчету «максима». Пулемет безнадежно молчал - прямым попаданием вражеского снаряда второй номер был убит, а пулеметчик тяжело ранен. Придя в сознание, красноармеец приказал Марии:

— Ложись рядом и нажимай на эту кнопку, а я здоровой рукой пулемет водить буду.

— Ты что, с ума сошел? Я боюсь, - отказалась Мария и попыталась уйти.

Выстрелив из нагана, пулеметчик предупредил девушку:

— Следующая пуля — тебе.

Делать нечего, пришлось подчиниться. Мария легла, зажмурилась и стала поливать белогвардейцев огнем. Так Мария Попова на время стала пулеметчицей.

Но так уж случилось, что именно этот бой с участием Марии Поповой был использован при создании сценария фильма «Чапаев». Режиссеры Васильевы (на самом деле, как известно, они не братья, а однофамильцы) обратились к бывшим бойцам Чапаевской дивизии с просьбой прислать воспоминания о каких-то интересных боевых эпизодах, случившихся во время службы «у Чапая».

Прислала свои воспоминания и Мария Попова. И оказалось, что это то, чего режиссерам так не хватало, — образ простой русской женщины, сражающейся за власть Советов. Спешно в сценарий фильма была введена Анка-пулеметчица (в повести Фурманова, по которой снят фильм, такого персонажа нет вовсе).

Имя Анка было присвоено новому персонажу в честь Анны Стешенко, вдовы Фурманова и консультанта фильма. Из-за этого иногда можно встретить утверждения, будто именно Анна Стешенко послужила прообразом Анки-пулеметчицы. Это неверно. От вдовы писателя взяли только имя персонажа, а всю «фактуру» позаимствовали из воспоминаний Марии Поповой.

Так, эпизод со стрельбой из пулемета, рассказанный Марией Поповой, был творчески обработан и вошел в фильм в знаменитой сцене психической атаки каппелевцев.

Мария Попова не была такой простушкой, как ее кинематографическое воплощение. После окончания Гражданской войны Мария Попова училась в МГУ на факультете советского права, а в 1931 году ее командировали в Берлин, назначив референтом юридического отдела торгового представительства. С мая 1936 года по май 1937 года она находилась в командировке в Стокгольме. Упорно овладевала шведским языком. С послом СССР в Швеции Александрой Коллонтай у Марии сложились почти дружеские отношения.

В мае 1937 года Поповой сообщили, что ее командировка в Стокгольм закончилась. С тяжелым сердцем Мария Андреевна вернулась в Москву — времена были сложные.

Но Мария Попова неожиданно подверглась атаке во время хрущевской оттепели. В 1959 году Попову вызвали в ЦК партии. Выяснилось, что несколько старых чапаевцев написали в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС письмо, в котором сообщали, что Мария Попова на самом деле — дочь кулаков, что сначала воевала она на стороне белых. И лишь когда перевес стали брать красные, пришла в Чапаевскую дивизию. Главное, в чем обвиняли Попову: «Она недостойна считаться прообразом Анки-пулеметчицы». Непонятно, чем был вызван этот недостойный пасквиль. То ли обычной завистью, то ли какими-то личными счетами. Над головой Марии сгустились тучи.

Но чапаевская санитарка не испугалась. Во всех инстанциях она рассказывала, что никогда не была прототипом Анки-пулеметчицы, что это образ собирательный. Мария Андреевна перечисляла имена своих боевых подруг, которые были достойны не меньшей славы. И вообще тот факт, что из всех воспоминаний женщин-бойцов Чапаевской дивизии братья Васильевы выбрали ее рассказ и на основе него создали образ Анки — это не ее вина, тем более что выбор этот был одобрен Сталиным. С них тогда и спрашивайте — как бы намекала остроумная женщина.

Затем подоспели результаты партийной проверки, предпринятой после получения доноса. В представленной в ЦК справке значилось:

«Попова Мария Андреевна, уроженка села Вязов Гай Самарской губернии. В девичестве - Головина. Отец Поповой, крестьянин-бедняк Андрей Романович Головин, умер, когда его дочери Марии Поповой исполнилось 4 года. Мать Марии Поповой умерла, когда девочке было 8 лет. С этого возраста Мария Андреевна батрачила на зажиточных односельчан. В 1917 году вступила в Красную гвардию, участвовала в боях на Дутовском фронте. В составе Чапаевской дивизии с июня 1918 года. Служила в кавалерийской разведке и одновременно выполняла обязанности лекарского помощника. Была ранена, контужена. Награждена орденом Боевого Красного Знамени».

Честное имя Марии Поповой было полностью восстановлено.

Умерла Мария Андреевна зимой 1981 года. Похоронена она в Москве на Кунцевском кладбище.

Комментарии   

0 #1 Олег 03.01.2023 15:11
Спасибо за ваш труд, было очень интересно.
Цитировать

Добавить комментарий