Балетное искусство еще в дореволюционную эпоху в России было чрезвычайно развито. Но Великая Октябрьская революция подарила ему новую жизнь. Балет превратился в важную часть новой культуры: многонациональной и единой. Хореография народов Советского Союза обогатила классическую балетную школу, которая сложилась в императорскую Россию. Классический балет почерпнул из народного творчества разнообразные темы и сюжеты, выразительность, некоторые танцевальные приемы.

Поначалу, балет испытал некоторые трудности. Не хватало кадров – многие балетмейстеры и артисты эмигрировали за пределы страны. Те, кто остались, активно пропагандировали сохранение классических традиций, сторонники идей пролеткульта же считали, что в балет необходимо привнести новые элементы. Спор был достаточно долгим и ожесточенным, но в итоге привел к тому, что в хореографии появились новые элементы: культивировались идеи "свободного танца", "танца машин", танец, который бы выражал новые свершения пришедшей эпохи. Например, балетмейстер Лопухов поставил в Ленинграде балет "Красный вихрь", который воссоздал образ революции, был поставлен балет "Величие мироздания" на музыку 4-ой симфонии Бетховена, где также отражались новые идеи пришедшей эпохи.

Когда же классику перестали отрицать совсем, а начали опираться на нее в создании новых спектаклей советский балет по праву занял почетное место в мировом искусстве. Самым настоящим прорывом стал балет Глиэра "Красный мак". Глиэр создал музыку, близкую к мотивам Чайковского, а основу танца составляли классические и ансамблевые танцы в сочетании с пантомимой, дивертисментом, действенным танцем. Его герои представляли собой идеал нового революционного человека, образа труда занимали почетное место в балете. Например, именно в этом балете прозвучала знаменитая песня "Яблочко", "Интернационал". "Красный мак" стал первым советским балетным спектаклем, в котором проявилась ориентация на единство нововведений и старых традиций.

Балетные коллективы начали создаваться повсеместно. Если к началу революции балет можно было посмотреть только в двух театрах, то уже к тридцатым годам сформировалось около 10 балетных театров. К концу тридцатых группы сложились почти во всех союзных и автономных республиках. Особенно быстро они развивались там, где существовали многолетние традиции народного танца. В этих новых театрах создавали свои национальные школы артистов, балетмейстеров, композиторов, которые создавали новые яркие балетные спектакли, наполненные национальным колоритом. Например, украинский балет "Лесная песня", белорусский "Князь-озеро", таджикский «Лейли и Меджнун», грузинский «Сердце гор», армянский «Гаянэ», татарские «Шурале» и многие другие. Но классические постановки не умирают, а наоборот активно ставятся на малых и больших сценах всего Советского союза.

Особое значение в развитии театра играет великолепная манера исполнения — сложные акробатические поддержки сочетались с гибкостью спины и рук и быстрыми вращениями. Эта техника развивалась благодаря усилиям Вагановой, которая учила своих подопечных и сложным классическим танцам, и танцам новой эпохи. Ее система обучения стала настолько успешной, что разошлась затем по всему миру и прославила советский балет.

В тяжелые годы войны балетный театр не прекращал работать. Многие коллективы были эвакуированы, и это позволило создать еще несколько балетных школ в новых городах, например, в Кирове. После войны, оправившись от тяжелого потрясения, балет начал переживать свой настоящий "золотой век". Тогда начала выступать знаменитая балерина Майя Плисецкая, было поставлено множество спектаклей: как новых, так и старых, в постановки вернулся кордебалет, ставший инструментом выражения эмоций героев.

Немалое значение для развития мирового балетного искусства имело расширение в 50—60-е годы культурных связей. Советские балетные коллективы гастролируют во всех странах мира, советские хореографы и педагоги ставят за рубежом спектакли, создают школы, артисты из многих стран стажируются в советских театрах и училищах.
Советский балет — народное искусство. Помимо развития и новых школ, театров, появляются любительские кружки балета при заводах, клубах, дворцах культуры, в учебных заведениях, воинских частях.

Знаменитый советский балет — один из символов страны, то, чем страна действительно могла гордиться. Заслуги советских артистов и балетмейсетров до сих пор признаются во всех странах мира.

Добавить комментарий