В основе системы рабства, сложившегося на территории Северной Америки, лежали экономические причины. Огромным рисовым, табачным и другим плантациям требовались рабочие руки. Этот вакуум рабочей силы заполнили негры, насильно вывезенные из Африки. Большинство чёрных рабов были выходцами из племён Западной Африки. Представители Центральной, Северной, Южной Африки и острова Мадагаскар оказывались в Новом свете сравнительно нечасто.

Массовый ввоз рабов в Америку начался в XVII веке. Джеймс Таун, основанный в 1609 году, стал первым постоянно действующим поселением колонистов. В 1619 году колонисты приобрели первую партию рабов ангольского происхождения. Де-юре негры не были рабами, а всего лишь имели контракты на длительный срок без права расторжения. Именно с этих событий в историографии отсчитывают начало рабовладения в Америке. Однако система контрактов не продержалось долго. Вскоре маски были сброшены. Колонии начали принимать законы, которые низвели чернокожих до статуса рабов: в Массачусетс в 1641 году срок службы негров заменили на пожизненный, в 1661 году Вирджиния приняла закон о наследовании рабства от матери к детям. Такие же законы постепенно принимались и в других штатах: Мэриленд в 1663 году, Нью-Йорк в 1665 году, Южная Каролина в 1682 году, Северная Каролина в 1715 году и далее по списку.

Постепенно вдоль всего западного побережья Африки — от территорий современных Сенегала до Анголы — выросли фактории, торгующие рабами. Англичане создали в Африке агентство работорговцев, на которое работало огромное количество человек. Вожди племен продавали своих соплеменников, либо устраивали набеги на соседние племена и торговали пленниками. На невольничьем рынке осматривался каждый негр: тело, пальцы рук и ног, зубы. Всё влияло на стоимость раба. Женщины до 25 лет стоили дороже, а после теряли четверть своей цены.

Затем негров загружали на корабли. Мужчин сажали в один отсек, женщин в другой, детей оставляли на палубе. «Живой товар» уплотняли максимально сильно, чтобы получить больше прибыли. Один корабль мог перевезти 200, 300 и иногда по 500 рабов за один рейс. От той эпохи сохранилось выражение работорговцев: «негр не должен занимать в трюме места больше, чем в гробу». Корабли шли через Атлантику около 3-4 месяцев. Чернокожие всё это время находились в тесном трюме и были скованны кандалами. Кстати, невольничье судно отличалось от других запахом тяжелого зловония. Негров никто не выводил из трюма в туалет.

В Америке чернокожие рабы работали на табачных и хлопковых плантациях. Они батрачили по 18-19 часов в сутки. Средняя продолжительность жизни на плантациях была 10 лет. К XIX веку она снизилась и составила 7 лет. Некоторым рабам везло, они попадали на работу в хозяйский дом, где служили прислугой, кухарками и нянями. В доме условия были лучше, а продолжительность жизни выше.

Юридический статус раба приравнивался к имуществу. Рабовладелец мог сделать всё, что угодно, без какой-либо санкции со стороны закона. Однако стоит отметить, что негры не были покорными. За период с 1663 по 1863 года было зафиксировано свыше 250 негритянских восстаний и заговоров. Восстания негров жестоко подавлялись. Они выражали свой протест и в других формах: порча орудий труда, убийство надсмотрщиков и хозяев, самоубийство, побег. Негры бежали в леса, к индейцам, на Север, на котором к концу XVIII века рабство упразднили. Не менее 60 000 беглецов достигло северных штатов с 1830 по 1860 годы.

Условия жизни каждого раба зависели от конкретного рабовладельца. Приводим некоторые воспоминания бывших рабов. Интервью были взяты в 1930-е годы. Опрашиваемые застали рабство, когда были детьми.

Эшвилл, штат Северная Каролина, 88 лет.

«Моего хозяина звали Джонас Бост. У него была гостиница в Ньютоне, штат Северная Каролина. Моя мать и бабушка принадлежали семье Бост. У хозяина были две большие плантации, одна в трех милях от Ньютона и одна в четырех. Для работы на них нужно было очень много негров. Женщины работали в гостинице и в большом городском доме. Хозяйка была хорошей женщиной. Она не давала хозяину ни покупать, ни продавать рабов. На плантации никогда не было надсмотрщиков — за неграми присматривал самый старший из цветных. Нам жилось лучше, чем неграм на других плантациях».

Джордж Янг, штат Алабама, 91 год.

«Они ничему нас не учили и нам самим не давали учиться. Если увидят, что мы учимся читать и писать, нам отрубали руку. В церковь тоже ходить не дава­ли. Иногда мы убегали и молились вместе в старом доме с земляным полом. Там радовались и кричали, и никто не слышал, потому что земляной пол заглушал, а один человек стоял в дверях. Некоторые засовывали голову в ведро и так молились, а кто-нибудь следил, чтоб надсмотрщик не увидел. Если что-то узнавали, нас били.

Нам нельзя было ни к кому ходить в гости, и я видел, как Джима Доусона, отца Айверсона Доусона, привязали к четырем колам. Его положили на живот и вытянули руки в стороны, и одну руку привязали к одному колу, а вторую — к другому. Ноги тоже вытянули в стороны и привязали к колам. И потом стали бить доской — такой, как на крышу кладут. Черномазые потом пришли туда ночью и на простыне отнесли его домой, но он не помер. Его обвинили в том, что он ночью ходил на соседнюю плантацию. В девять часов мы все должны были быть по домам. Приходил старший и кричал: «Отбой! Отбой! Все по до­мам, и двери на замок»! А если кто не шел, его били».

Сара Дуглас, штат Арканзас, 84 года.

«Рабство, конечно, было хорошим временем. Нас кормили, одевали, ни о чем не надо было беспокоиться. А теперь бедняги-негры голодают. Да, нас, конечно, пороли. У моего старика на спине до сих пор шрамы от тех порок; да и меня пороли, но мне это только помогло. Нет, правда. А то бы до сих пор врала, шлялась где попало и воровала цыплят».

Добавить комментарий