После капитуляции армии Мака 20 октября 1805 года, Наполеон не бросился сломя голову навстречу Кутузову, а взял паузу для сбора трофеев и реорганизации войск. Русская армия тем временем быстрым маршем дошла до границы Австрии и Баварии, пролегающей по реке Инн, где и остановилась. Этот марш стал настоящим испытанием для русских солдат. Количество заболевших и отставших от войска по пути составляло до трети всей армии.

 

Часто говорят о том, что союзников подвело различие в используемых календарях - Юлианского в России и Григорианского в Австрии. Мол, из-за 11-дневной разницы в датах русская армия не успела прийти на помощь австрийцам. В это слабо верится. Основная проблема заключалась в том, что ни русские, ни австрийцы не ожидали, что Наполеон сумеет собрать свою армию и нанести удар до того, как союзники объединят свои силы.

Отступление русской армии

Когда Кутузову доставили сообщение о гибели австрийской армии, он понял, что ход войны изменился кардинальным образом. Без промедления он отдаёт приказ об отступлении, желая отвести войска как можно ближе к базам снабжения и резервам. Французы по пятам преследовали отступающую русскую армию.

 
Отступление русской армии к Аустерлицу
Отступление русской армии к Аустерлицу

Кутузов организовал мощный арьергард под началом Багратиона и Милорадовича, чтобы сдерживать передовые части французов, пока остальная армия совершает переходы и форсирует реки. Под Амштетеном Мюрат вырвался слишком далеко вперёд, и едва не погиб в бою. Под Мариацеллем Даву уничтожил один из последних отрядов действующей австрийской армии.

А перед командованием русской армии встала непростая дилемма. Чтобы не потерять связь с базой снабжения в городе Брюнн, Кутузов должен был переправить армию на северный берег Дуная. Но тогда австрийская столица Вена оставалась без всякой защиты от врага. Ясное дело, что Габсбурги желали защищать свою столицу до последнего, пусть даже и чужого солдата. Но Кутузов, несмотря на давление со стороны австрийцев, всё же переправился через реку и расположился у города Кремс.

Тем временем, Мюрат обнаружил, что путь на Вену открыт. 11 ноября во главе кавалерийского отряда он въехал во вражескую столицу. И пока Мюрат сотоварищи инспектировал захваченные дворцы, на северном берегу Дуная разворачивалась настоящая трагедия.

Сражение при Дюреншетйне

Наполеон надеялся помешать русской армии пересечь Дунай, и приказал только что созданному корпусу Маршала Мортье переправиться на другой берег через понтонный мост и захватить переправу прямо под носом у врага. Впереди шла первая дивизия генерала Газана, следом двинулась дивизия Дюпона.

 
Маршал Мортье при Дюренштейне
Маршал Мортье при Дюренштейне

Лишённый кавалерии, Мортье не мог проводить полноценную разведку, и не подозревал, что идёт прямиком в ловушку. К тому времени как Мортье встал лагерем у города Дюренштейн, Кутузов уже знал о его присутствии. Русские войска успели провести переправу, и теперь несколькими колоннами огибали позицию Мортье, чтобы одновременно ударить по нему с тыла и с фронта.

План сработал, однако марш в морозную ночь занял больше времени, чем ожидалось. Дивизия Газана целый день отчаянно билась против превосходящих сил противника. Французы отстреливались, укрывшись в виноградниках на холмах, и уже были готовы идти в последнюю штыковую атаку, когда у них в тылу показались опоздавшие к началу боя русские колонны.

 
Французская пехота в уличных боях
Французская пехота в уличных боях

Мортье развернул остатки дивизии, и приказал идти на прорыв. На улицах Дюренштейна развернулись ожесточённые бои. У французов заканчивались патроны, а солдаты валились с ног от усталости. Казалось, что ещё чуть-чуть и Мортье будет вынужден сдаться, как вдруг в тылу русских войск послышалась канонада.

Дивизия Дюпона форсированным маршем прибыла к месту боя, и сходу пошла в штыки на русские позиции. Русская армия, в свою очередь оказавшись под угрозой окружения, прорвалась через французские порядки, и покинула поле боя.

Французы едва избежали катастрофы, которая бы свела на нет весь пропагандистский эффект битвы при Ульме. Но стойкость французских солдат в бою с пятикратно превосходящими силами противника поддержала репутацию непобедимости армии Наполеона.

Военная хитрость и русская смекалка

Сам Император, вздохнув с облегчением, начал придумывать, как ему ловчее переправить армию через Дунай. Он оставил Второй и Шестой корпус Мармона и Нея прикрывать Тироль и южные подходы к Вене, поскольку Эрцгерцоги Карл и Иоанн угрожали ударить по нему с тыла из Италии и Венгрии.

Таким образом, для встречи с русскими в открытом бою у него оставались Первый, Третий, Четвёртый и Пятый корпусы, большая часть кавалерии, и потрёпанный корпус Мортье.

 
Наполеон принимает ключи от Вены
Наполеон принимает ключи от Вены

Проблема с переправой была решена при помощи военной хитрости. Ланн и Мюрат убедили австрийских солдат, охранявших мосты через Дунай в Вене, что было заключено перемирие. И пока австрийцы пытались понять, как себя вести в присутствии блистательных французских Маршалов, гренадеры Ланна захватили мосты. Это позволило французам быстро продолжить преследование отступающей русской армии. Мюрат настиг её у Холлабрунна.

Теперь пришла очередь русских проявить смекалку. Багратион убедил Мюрата, что было заключено временное перемирие для подготовки условий мирного соглашения. Ланн был возмущён глупостью Мюрата, который был готов купиться на свою же недавнюю ложь. Но лихой кавалерист, не обременённый острым умом, согласился на четырёхчасовое перемирие.

Ланн немедленно известил об этом Наполеона, который пришёл в бешенство и приказал немедленно возобновить военные действия. Но время было упущено, и хитрый Кутузов снова успел отвести большую часть армии от прямого столкновения с французами.

 
Багратион отводит артиллерию от Шёнграбена
Багратион отводит артиллерию от Шёнграбена

Выждав четыре часа, французы пошли в наступление через сгущающиеся сумерки. Лишь пожар в городе Шёнграбене освещал их путь через поле, раскинувшееся перед русскими позициями. Русская артиллерия открыла огонь картечью, но французы продолжали наступать, несмотря на огромные потери. Вскоре русская позиция была захвачена, но Князь Багратион вовремя успел отвести артиллерию и большую часть арьергарда из-под удара.

Кутузов отвёл армию к городу Ольмюц, где 24 ноября встретился с идущей к нему на помощь резервной армией, под началом Императора Александра I и генерала Фёдора Фёдоровича Буксгевдена. Объединённая русско-австрийская армия насчитывала теперь 72 000 человек.

Настало время принимать решение о времени и месте для решающей битвы.

Продолжение следует...

Все главы истории Наполеоновских войн

По материалам книги Тодда Фишера "Наполеоновские войны. Возвышение Императора"

Добавить комментарий