(по крайней мере, в понимании средневековых монахов)

Пост – не просто отказ от запрета есть ту или иную пищу, под постом подразумевается сама природа вкушаемой пищи, однообразие этой пищи, готовность есть не досыта (принимать пищу можно было только один раз в день). Суровые правила поста регламентировали жизнь монастыря в течение одной трети года. От него освобождались только в случае «старческой немощи» или «очень тяжелого труда». Но отказ от мяса был обязательным, ибо оно разжигало страсти и сластолюбии. К тому же оно дорогое, а этот факт вступает в противоречие с обетом бедности.

Монахи, надо сказать, подобные правила не очень приветствовали. В XII вопрошали: «Неужто грешно употреблять любую пищу?» . Некоторые авторы напоминают о климатических условиях, объясняя, почему в деле умерщвления плоти они не заходят так далеко, как святые отцы-пустынники: «Если Киринеянин и способен питаться лишь вареными травами и перловым хлебом, то к этому его приучила природа и необходимость», – пишет монах из аббатства Лигюже, добавляя: «Но мы, галлы, не в состоянии вести ангельский образ жизни».

Запрещалось потреблять в пищу мясо четвероногих животных. Таким образом, птица становилась уже «менее мясом», чем прочие животные. Еще одним аргументом к потреблению птицы было то, что они были сотворены в один день с рыбами. Тоска по мясу была невероятно гнетущей, поэтому в большинстве орденов и монастырей вводились хоть какие-нибудь послабления этого запрета. Но стоило хоть немного дать поблажку, как события принимали стремительный оборот. И появляются такие вот разрешения: есть его по воскресениям (если оно получено как милостыня), можно потреблять его в море, после кровопускания, если за столом находится знатный гость. В конце концов, хорош был любой повод.

К тому же, средневековые монахи были чрезвычайно изобретательны в рецептах. Если же нельзя есть мясо, то вполне можно обойтись рыбой. Как утверждал Б.Жиль, именно рыба «спасла средневековую цивилизацию, снабжая человека жизненно необходимыми для него протеинами». И ее рацион был весьма разнообразен. Монахи Клюнийского монастыря потребляли каракатицу, сельдь, осетра, семгу – свежую и копченую. По случаю праздников, в регионах где это было доступно, потребляли мидий.

Монахов частенько упрекали за пристрастие к изысканным сортам рыбы, обыгрывая сходство слов «царь Соломон» и «семга» («сомон» – по-французски). О таких монахах-лакомках говорили: «Толкует много о сомоне, а надо бы о Соломоне». Особо ушлым и богатым удавалось потреблять тюленей, а также так называемую «королевскую рыбу», китовое и дельфинье мясо. Технически, они для средневековых монахов оставались рыбами – жили в воде и не имели 4 лап. Рыбой считали даже морских уток и птиц-буревестников, поскольку, как говорили, они «рождены в море».

Но, что самое интересное, в пищу потреблялось мясо бобра – он тоже считался рыбой, так как имел «рыбий хвост». В XVII веке по просьбе Франсуа де Лаваля, епископа Квебека, Католическая церковь признала бобра рыбой. Богословы Сорбоннского университета, которым был задан вопрос, поддержали епископа Квебека и подтвердили, что бобёр является рыбой, а потому мясо бобра можно есть по пятницам и во время Великого поста. Вот так, легко и забавно, монахи обходили тему с избеганием поста.

Следует отметить, что даже без мяса рацион монаха был далеко не скудным. Исследователь Мишель Руш изучил ежедневный рацион питания монахов и сделал вывод, что: потребление хлеба варьировалось от 1,5 до 2 килограммов (что вполне обычно для того времени); потребление сыра – от 70 до 110 граммов; сухих овощей – от 135 до 230 граммов; меда – от 0,60 до 1,10 грамма. Потребление жира (там, где это было позволено) – около 35 граммов. Соли – примерно 20 граммов. Вина или пива в среднем выпивали 1,5 литра. Если в калориях – то около 4700 (речь, конечно, не о церковных праздниках – тогда их потребление уменьшалось).

Исследователь монашества Лео Мулен считает, что подобное обжорство было связано как раз из-за отсутствия мяса, протеинов, витаминов. Поэтому монах, который вроде должен придерживаться аскезы и потреблять в пищу небольшое количество еды, выглядит как толстый, краснощекий и пузатый. Он страдает ожирением, авитаминозом, плохим пищеварением. Вне поста монахи ели слишком много. И отсутствие мяса здесь было основной причиной. Поэтому неудивительно, что люди искали ему замену как могли.

Монахи, подчиненные строгому режиму питания, никогда не отказывались от удовольствия плотно поесть. Вот, к примеру, описание постного стола, за которым собрались бенедиктинцы из Сен-Бенинь и картезианцы Дижона: щуки, карпы, сельдь, сливочное масло, оливковое масло, специи, шафран, неспелое зерно для приправы к салату, кресс-салат, синеголовник; сахар, белый хлеб, пышки, пироги и яйца; груши, яблоки и каштаны, а также белое вино к жареной рыбе. Правда, это описание относится к XV веку, когда древние суровые правила несколько смягчились.

Добавить комментарий