photo

Нацистские спецслужбы опекали Организацию украинских националистов (ОУН), которая вела подрывную деятельность против Польши и Советского Союза. В планах германской агрессии эта организация должна была сыграть существенную роль.

«В Польше украинские националисты должны были вызвать восстание, а также вести диверсионную деятельность, — сообщало МВД Польши в конце апреля. — В связи с ожидающийся польско-немецкой войной на территории Германии украинцы проводят военные учения, которые проходят легально. Члены же ОУН получают подготовку неофициально, при поддержке военных немецких элементов».

Опубликованные документы германской разведки (Абвера) подтверждают, что польские спецслужбы получили информацию, соответствующую действительности. К июню 1939 года представители ОУН и абвера вели подготовку к вооруженному восстанию в Польше очень активно.

Задачей боевых отрядов ОУН была не только диверсионная деятельность, но и захват государственной власти. Об этом пишет современный украинский историк Иван Патриляк:

«По замыслу «Лопатинского», подразделения партизан должны были выйти из своих укрытый, захватить власть на местах, провозгласить восстановление украинской державности и создать собственную администрацию».

Тем временем диверсионный отдел абвера решал логистические проблемы. Мало было подготовить диверсионные подразделения. Необходимо было обеспечить быстрый рост их численности и доставить оружие, боеприпасы и взрывчатку.

18 августа в рабочем дневнике Лахузена появилась примечательная запись:

«Обучение членов Bergbauernhilfe следует продолжать. Отправка состоится предположительно в районе 22 августа. Через майора Штольце украинский военный штаб получает указания, в соответствии с которыми лидер украинцев Мельник должен быть готов к участию в военных действиях, если того потребует ситуация в Польше».

22 августа диверсанты ОУН из Bergbauernhilfe должны были отправиться к польской границе. Они должны были стать основой антипольского восстания.

Однако этим планам помешала большая политика.

23 августа был заключен советско-германский договор о ненападении. Для Гитлера он был гарантией, что СССР не выступит в грядущей войне на стороне Польши. Для Сталина он был гарантией, что немецкие войска в ближайшее время не появятся в Прибалтике, Западной Белоруссии и Западной Украине.

Это было циничное соглашение, которое не понравилось ни пламенным коммунистам, ни пламенным нацистам.

Тем временем подполье ОУН в Польше в соответствии с ранее согласованными планами продолжало подготовку к вооруженному восстанию. На 28 августа была намечена мобилизация сторонников ОУН. Украинские националисты должны были уйти в лес и распределиться по боевым отрядам.

1 сентября германские войска вторглись в Польшу. Однако вопреки планам в авангарде не было диверсантов ОУН. Они смотрели на войну со стороны. 11 сентября абвер снова попытался добиться решения об использовании Bergbauernhilfe для поддержки антипольского украинского восстания, инициатива была вновь блокирована.

Однако в Берлине осознали, что война в Польше выиграна. Польские войска отступали под натиском германских частей. Это породило настоящую эйфорию. Гитлер отбросил осторожность и принял решение о создании на руинах Польши марионеточного украинского государства. Это было нарушение советско-германских соглашений от 23 августа, потому что по секретным протоколам Западная Украина была сферой советского влияния.

Абвер получил разрешения на использование подразделения Bergbauernhilfe и поддержку антипольского вооруженного восстания ОУН. Ещё одной задачей украинских националистов должно было стать уничтожение «нелояльного элемента». Последнее не вызвало никаких протестов у абвера, поскольку такие действия были в порядке вещей.

15 сентября начальник абвера адмирал Вильгельм Канарис и Лахузен встретились в Вене с лидером ОУН Мельником. Его проинформировали о вероятности создания прогерманской Западной («Галицийской») Украины. После этого Мельник приказал готовить «коалиционное правительство» для Галиции.

Однако эти планы 17 сентября полностью сорвались. В этот день советские войска вступили на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии. По свидетельству заместителя начальника штаба оперативного руководства вермахта Вальтера Варлимонта, генерал Альфред Йодль, получив сообщение, что войска Красной Армии вступили на территорию Польши, с ужасом спросил: «Против кого?».

Попытка реализации утвержденного Гитлером проекта создания Украинского государства означала для Германии войну с СССР в самых невыгодных условиях.

Подразделение Bergbauernhilfe было распущено. Его личный состав частично передан на формирование полицейских подразделений в оккупированной Польше.

Проект создания марионеточной Украины был надолго закрыт.

По материалам: А. Дюков — «Как построить украинскую державу».

Добавить комментарий