Эта страна начала заселяться еще примерно в VI тысячелетии до нашей эры. Поначалу, поселившиеся здесь племена жили весьма бедно. Так было до тех пор, пока в середине IV тысячелетия до нашей эры некоторые группы общин создали рациональные осушительно-оросительные системы в бассейне Евфрата. 

Вопрос с ирригацией – ключевой, без нее равнина местами представляет собой пустыню, местами — болотистые мелководные озера, окаймленные зарослями огромных тростников, кишащих насекомыми. Дальнейшее развитие пошло по логичному пути: возросли урожаи, стали накапливаться продукты, что привело к разделению труда, появлению ремесел, а затем и к выделению класса рабовладельцев с одной стороны, и с другой стороны, к появлению класса угнетаемых подневольных людей. 

Отметим интересный факт: тяжелейшие работы по орошению каналов и строительству, как ни странно, выполняли не рабы, а общинники — каждый взрослый свободный тратил на это в среднем месяц-два в год, и так было в течение всей истории древней Месопотамии. 

Земледельческой работой также занимались общинники. Первые города начали образовываться вокруг храмов где-то в начале второй четверти III тысячелетия до нашей эры. Примерно в то же время храмовые хозяйства настолько разрастаются, что понадобился учет их деятельности – потому зародилась письменность. Поначалу это была система объемных фишек или рисунков, которые рисовали на пластичных глиняных плитках тростниковой палочкой. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связывавшееся с этим предметом. Например, небосвод, зачерченный штрихами, означал «ночь» и тем самым также «черный», «темный», «больной», «болезнь», «темнота». В документах фиксировали обычно цифры и знаки того, что считали. 

Через примерно 400 лет система письма переросла в более упорядоченную: знаки превратились в комбинации черточек, которые получали клиновидный характер – именно поэтому мы называем данное письмо клинописью. Знак мог иметь несколько словесных значений и несколько звуковых.

Кто же создал цивилизацию Шумера? Ученые выяснили, что в ту эпоху в Нижней Месопотамии жило население, говорившее на разных языках – шумерском (который ныне не является родственным ни одному из современных языков) и восточносемитском (известный более как «аккадский» или «вавилоно-ассирийский»). Жители Месопотамии называли себя «черноголовыми» (по шумерски «санг-нгига»). 

Историкам-шумерологам приходиться в вопросе периодизации пользоваться археологическими данными. Археологи различают Протописьменный период (2900—2750 гг. до н.э., с двумя подпериодами) и Раннединастический период (2750—2310 гг. до н.э., с тремя подпериодами). От протописьменного периода до нашего времени дошли два архива из города Урук и один, более поздний, с городища Джемдет-Наср (увы, но древнее название города для нас утеряно). 

Заметим, что письменная система, применявшаяся в Протописьменный период, была, несмотря на свою громоздкость, совершенно тождественной на юге и на севере Нижней Месопотамии, несмотря на различие языковых групп. Историки отмечают, что связано это, скорее всего, с тем, что создана она была в одном каком-то достаточно авторитетном месте, центре. Настолько авторитетным, что общины, не имеющие никакого экономического и политического единства, отделенные пустынями, переняли эту систему. Ныне считается, что таким центром был город Ниппур. 

В Ниппуре находился храм бога Энлиля, которому поклонялись все «черноголовые», хотя каждый ном (единица административного деления – термин придуман греками) имел и собственную мифологию и пантеон. Вероятно, здесь был когда-то ритуальный центр шумерского племенного союза еще в догосударственный период. Политическим центром Ниппур не был никогда, но важным культовым центром он оставался долго. 

К сожалению, про протописьменный период нам почти ничего неизвестно из-за почти полного отсутствия источников. Как именно развивалась и появилась шумерская цивилизация, увы, нам пока точно неизвестно. Из найденных архивов можно понять, что при храмовых хозяйствах было большое количество ремесленников разных специализаций, немало рабов и рабынь. Община же выделяла большие участки своих земель жрецу, главному судье, жрице. Большая часть из этого всего доставалась именно жрецу – его называли «эн». Земли, отданные общинами, позже стали специальными храмовыми и получили названия «ашаг-эн». Урожай с нее в шел в фонд общин, на обмен с другими общинами, на жертвоприношения и на обслуживание персонала храма. 

Эн был верховным жрецом в тех общинах, где верховным божеством почиталась богиня; он представлял общину перед внешним миром и возглавлял ее совет; он же участвовал в обряде «священного брака», например с богиней Инаной Урукской — обряде, по-видимому считавшемся необходимым для плодородия всей урукской земли. В общинах, где верховным божеством был бог, существовала жрица-эн, также участвовавшая в обряде священного брака с соответствующим божеством. 

В общем и целом, к сожалению, это практически все известные данные нам по раннему периоду. Остальные архивы относятся уже к раннединастическому периоду.

 

Добавить комментарий