Одной из первых громких казней в истории нашей страны была расправа древлян над киевским князем Игорем Рюриковичем. Из летописей мы знаем, что князь задумал собрать собрать с подчинённого племени дань в двойном размере. Разумеется, древлянам это не понравилось, и они решили проучить жадного князя.

 

Поскольку времена были суровые, то и наказание было подстать. Древляне рассудили, что если привязать лихоимца за ноги к двум предварительно нагнутым к земле берёзам, а потом отпустить, то эффект будет достигнут, а вины на них как бы и не будет. Мол, это мать-природа князя наказала за жадность, а не добрые древляне.

Так и сделали. Но не учли некоторых вещей. Подобная казнь с расчленением у варягов, из которых происходил князь Игорь (Ингвар), считалась позорной. А месть за убиенного родственника наоборот считалась делом правым. Поэтому княгиня Ольга, жена князя Игоря, начала страшно мстить, расширив тем самым список известных нам громких казней.

Месть Ольги

 

Послов, которых древляне послали к Ольге с целью посватать её со своим князем, княгиня приказала посадить в ладьи, и на руках нести во дворец. Но вместо ожидаемых почестей послов прямо вместе с ладьями скинули в большую яму, где и закопали живьём.

Следующую партию послов Ольга без затей спалила в бане, а затем сама пришла под стены Искоростеня, и велела дружине порубать встречающую делегацию древлян прямо на тризне по своему усопшему мужу. После чего взяла с испуганных древлян дань по три голубя и три воробья с каждого двора.

Ольга, раздав своим воинам голубей и воробьёв, приказала привязать к каждому трут, а как стемнеет — поджечь его и пустить птиц на волю. Так и сделали. Голуби полетели в свои голубятни, воробьи — под стрехи; в городе начался пожар. Когда жители начали покидать горящий город, Ольга приказала своим воинам ловить их: часть древлян была убита, часть — взята в плен. Позже некоторые пленные были отданы в рабство, а на остальных Ольга наложила тяжёлую дань.

Святая женщина.

Казнь Стеньки Разина

 

Весной 1667 года на Волге разгорелось восстание под предводительством Степана Разина. Казаки грабили купцов, разоряли города, ходили воевать в Персию, где атаман взял в жёны легендарную княжну, чья гибель была воспета в песнях.

К весне 1670 года восстание достигло угрожающих для государственных интересов масштабов. Царь Алексей Михайлович снарядил войско, которое в решающем сражении нанесло восставшим тяжёлое поражение. По казачьей традиции неудачливый атаман, навлекший на себя гнев царя, был выдан властям.

6 (16) июня 1671 года Степан Разин после оглашения приговора был четвертован на эшафоте на Болотной площади.

Прочитали длинный приговор. Разин выслушал его спокойно, потом повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя кремль с царём и сказал: «Простите». Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Его брат Фрол, видя мучения Степана, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево!». «Молчи, собака!» — прохрипел в ответ Степан. Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову.

Руки, ноги и голова Разина, по свидетельству англичанина Томаса Хебдона, были воткнуты на 5 специально установленных кольев, а туловище брошено на съедение собакам

Стрелецкая казнь

 

В 1698 году во время пребывания Петра I в Великом посольстве взбунтовались московские стрелецкие полки.

В качестве причин бунта исследователи обычно выделяют тяготы военных походов, недостаточность жалования, оторванность от семей, назначение иностранных офицеров на высшие военные должности. Однако бунт носил не только экономический и социальный, но также политический характер: по многим свидетельствам и показаниям, стрельцы планировали возвести на престол царевну Софью.

Восстание было подавлено правительственными войсками под командованием Франца Лефорта и Патрика Гордона, после чего начался судебный процесс и казни.

По одной из версий, Петр решил придать казни стрельцов устрашающей торжественности и велел вывозить осуждённых в чёрных санях, увитых чёрными лентами. Стрельцы должны были сидеть в санях по двое, а в руках держать зажжённые свечи. Лошади тоже должны были быть чёрными, а возницы — одеты в чёрные тулупы. Нельзя сказать с достоверностью, было ли это на самом деле, однако на полотне «Утро стрелецкой казни» Василий Суриков именно так изобразил стрельца.

По сведениям российского историка Сергея Соловьева, казни происходили следующим образом:

30 сентября была первая казнь: стрельцов, числом 201 человек, повезли из Преображенского в телегах к Покровским воротам; в каждой телеге сидело по двое и держали в руке по зажженной свече; за телегами бежали жены, матери, дети со страшными криками. У Покровских ворот в присутствии самого царя прочитана была сказка: «В распросе и с пыток все сказали, что было придтить к Москве, и на Москве, учиня бунт, бояр побить и Немецкую слободу разорить, и немцев побить, и чернь возмутить, всеми четыре полки ведали и умышляли. И за то ваше воровство указал великий государь казнить смертию». По прочтении сказки осужденных развезли вершить на указные места; но пятерым, сказано в деле, отсечены головы в Преображенском; свидетели достоверные объясняют нам эту странность: сам Петр собственноручно отрубил головы этим пятерым стрельцам.

Казнь Пугачёва

 

Богатую традицию народных восстаний против самодержавного гнёта в 1773 году продолжил Емельян Пугачёв. Крестьянская война под его началом достигла огромного масштаба и всерьёз обеспокоила Императрицу Екатерину II. Против восставших была направлена армия, которая нанесла Пугачёву ряд тяжёлых поражений. Сам Пугачёв повторил судьбу Разина, был выдан властям своими же соратниками, и под личным надзором Суворова был доставлен в Москву.

Приговор суда был ожидаемо суров:

«Емельку Пугачёва четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь»

Приговор был приведён в исполнение 10 (21) января 1775 на Болотной площади. По рассказам современников (переданным, в частности, в пушкинской «Истории Пугачёва»), палач имел тайное указание от Екатерины II сократить мучения осуждённых, и Пугачёву с Перфильевым сначала отсекли головы и лишь потом четвертовали.

Стоя на эшафоте, Пугачёв крестился на соборы, кланялся на все стороны и говорил: «Прости, народ православный, отпусти мне, в чём я согрешил перед тобой… прости, народ православный!»

Через несколько минут отрубленная палачом голова была показана народу и оказалась на спице, остальные части тела — на колесе.

Вместе с Пугачёвым к четвертованию был приговорён и его соратник Афанасий Перфильев. Казнь Перфильева была последним официальным четвертованием в России.

Казнь Декабристов

 

Помимо народных восстаний незыблемость монархии в России пробовали пошатнуть и сверху. Самой известной попыткой такой революции сверху было восстание Декабристов. Плохо подготовленное и ещё хуже исполненное, оно окончилось неудачей. Наказание за самое тяжкое преступление в самодержавной стране, было также самым тяжёлым.

Всего было осуждено более ста заговорщиков, из них на смертную казнь — пятерых четвертованием, 31 — отсечением головы.

Император Николай I указом от 10 (22) июля 1826 года смягчил приговор почти всем осуждённым; только в отношении пяти приговорённых приговор суда был подтверждён (Пестель, Рылеев, Сергей Муравьёв-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский). Однако суд вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил их повесить, «сообразуясь с Высокомонаршим милосердием, в сем самом деле явленным смягчением казней и наказаний, прочим преступникам определённых».

Приговор Верховного уголовного суда о смертной казни пяти декабристам был исполнен 13 (25) июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.

При проведении казни Муравьев-Апостол, Каховский и Рылеев сорвались с петли и были повешены вторично. Существует ошибочное мнение, что это противоречило традиции недопустимости вторичного приведения в исполнение смертной казни. Согласно воинскому Артикулу № 204 указано, что «Осуществлять смертную казнь до наступления конечного результата», то есть до наступления смерти осужденного.

Существовавший до Петра I порядок освобождения осужденного, сорвавшегося, например, с виселицы, Артикул воинский отменил. С другой стороны, «брак» объяснялся отсутствием казней в России на протяжении нескольких предшествовавших десятилетий (исключение составляли казни участников восстания Пугачёва).

Добавить комментарий