Во второй половине XIX века Османская империя находилась в глубоком кризисе. Ее политика была зависима от ведущих иностранных государств, сама же ранее великая империя фактически стала полуколонией. Государством управлял деспотичный падишах Абдул-Хамид, время правления которого обычно называют эпохой «зулюма» (тирания, деспотия). 

Во время его правления фактически были отменены все права и гарантии личности, был разогнан парламент. Царило беззаконие, казнокрадство, произвол, взяточничество, жесткая цензура. Султанская жандармерия творила погромы, особенно в нетурецких районах империи. 

Венцом всей системы зулюма стало ее идеологическое обрамление — доктрина панисламизма, ставившая султана-халифа главой всех мусульман. зависимость империи от держав, что сильно сдерживало его в глобальных устремлениях. 

К тому же, денег в империи не было вообще. В 1879 году империя объявила себя банкротом. Все доходы от монополий на табак, соль, спирт шли державам, которым задолжала Турция. 

В таких условиях зарождение революционных идей было лишь вопросом времени. Носителями революционных идей выступили представители турецкой интеллигенции, в основном, представители других мусульманских народов империи. Тем не менее, политическая и идеологическая направленность их деятельности отвечала, прежде всего, интересам турков. Организационное оформление началось примерно в 1889 году – группа слушателей военно-медицинского училища Стамбула создала первые ячейки тайного политического общества «Единение и прогресс». Главной целью организации стало избавление страны от деспотизма и возврат к конституционным нормам. 

Потихоньку, аналогичные ячейки были созданы и в других учебных заведениях. Также в Париже А.Риза-бей, сын видного турецкого чиновника, организовал общество борьбы против тирании. Его газеты и публицистическая деятельность сыграли важную роль в организации сил. После первых выступлений организации «Единение и прогресс» их начали активно преследовать, потому значительная часть бежала в Париж. Риза-бей тогда начал издавать газету, которая излагала программу организации: борьба за свободу, справедливость, равенство при единстве прав и интересов всех подданных империи; сохранение империи с учетом необходимых реформ; прогресс и развитие страны в условиях конституционного строя и при невмешательстве иностранцев в ее дела. Участников этого движения стали называть младотурками. 

Их количество постепенно росло. Абдул Хамид жестко преследовал младотурок, устраивал репрессии, массовые аресты. Агенты султана действовали и за границей: кое-кто из эмигрантов был подкуплен, других запугали. Султану удалось на достаточно долгое время задержать революцию. Но, все же, не остановить окончательно. К тому же, к началу XX века движение оказалось расколотым. 

Но в 1903 году в Македонии произошло восстание. Оживились арабские оппозиционные организации, армянские националисты, албанцы. К тому же, в 1905-1907 гг прошли революции в России и в 1905-1911 гг Иране, которые получили широкий отклик в Османской империи. Младотурецкое движение подняло голову – для него сложились благоприятные условия для объединения и выступления. 

В сентябре 1907 года в Париже произошла консолидация младотурецких организаций. В декабре того же года был проведен первый конгресс, который принял программу действий, направленных на свержение деспотического режима. С середины июня 1908 года началась непосредственная подготовка к восстанию. Особенно хорошо сработала пропаганда в Македонии, в среде военных. Именно в Македонии и начнется младотурецкая революция. Она была спровоцирована ультиматумом России и Англии, которые потребовали от Порты проведения реформ и стали добиваться согласия на ввод в Македонию иностранного корпуса, что привело бы к ее отторжению от Османской империи. Угроза разгрома оппозиции побудили младотурецкий комитет принять решение о немедленном начале выступления. 

Сигнал к началу революции был дан 3 июля 1908 года комендантом гарнизона македонского городка Ресне Ниязе-беем (потом он получил почетный титул «герой свободы») Ниязи-бей при выступлении следующим образом определил задачи начинающейся борьбы: «В этой революции, которую мы поднимем против правительства и ревельских решений, мы должны на деле показать, что мы любим христиан, как наших соотечественников, считаем их равными с собой, уважаем их земли, как наши собственные земли, их жизни, как нашу жизнь, их имущества, как наше имущество. Наша революция... будет восстанием против образа правления, делающего нас и все остальные национальности врагами друг друга; она провозгласит свободу, равенство и братство». 

Народ очень эмоционально отреагировал на выступление. Начали образовываться партизанские отряды, проводиться многочисленные митинги. Султан пытался принимать меры против восставших, но отправленные войска переходили на их сторону, а антимладотурецкая пропаганда работала лишь в обратную сторону. Фактически султанский режим в Македонии рухнул уже в первые дни революции. 

Правительственный аппарат был совершенно парализован. 
Абдул Хамиду пришлось согласиться на восстановление конституции, созвать парламент. Это произошло 23 июля – этот же день стал торжеством младотурецкой революции. Султан пошел и на иные уступки: объявил амнистию, отменил цензуру, ликвидировал тайную полицию. Абдул Хамид сохранил свой престол, объявив себя сторонником конституции. Однако наряду с ним страной управляли и младотурецкие комитеты – сложилась своеобразная система двоевластия. Пока что младотурецкая революция торжествовала…

Добавить комментарий