29 апреля отмечается международный день танца. Инициирован международным советом ЮНЕСКО в 1982 году. Эта дата была предложена советским хореографом Петром Гусевым в память о родившемся в этот день французском балетмейстере, теоретике и реформаторе балета Жан-Жорже Новерре, вошедшем в историю как «отец современного балета».

В этот день один из наиболее выдающихся деятелей хореографии обращается к общественности с посланием, напоминающем о красоте танца и важности этого вида искусства. От России в разные годы выступали Юрий Григорович в 1984 году, Майя Плисецкая в 1996 и Ульяна Лопаткина в 2014.

В первые годы становления советской власти балет считался аристократическим увеселением. И, по мнению особо радикальных представителей партии большевиков, балет подлежало предать забвению. Однако, нарком просвещения Анатолий Луначарский не разделял этих взглядов и страстно защищал балет от нападок.

Тем не менее, изначально в стране начали развивать театр, так как драматическое искусство было доступным методом пропаганды. До 30-х годов балет не развивали, сосредоточившись на других направлениях искусства.

Несмотря на то, что знаменитый импресарио Сергей Дягилев и его труппа были в стране Советов под запретом, его «Русские сезоны», потрясшие Европу в начале XX века, сослужили русскому балету добрую службу, способствуя его мировому признанию. 

В СССР же работала гениальная Агриппина Ваганова. Система обучения классическому танцу Вагановой определила развитие балета в XX веке. Она заложила основы советской балетной школы, благодаря которой это искусство достигнет небывалых высот в СССР.

Главной победой балетов 30-х годов — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Лауренсия» А. Крейна — стала сюжетная линия, основанная на произведениях Пушкина, Шекспира, Лопе де Вега. Форма спектаклей, основанных на литературной классике, основывалась на старых традициях. 

В годы ВОВ балетные коллективы страны и хореографические училища не прекращали работы. Были созданы новые спектакли: в театре им. Кирова, эвакуированном в Пермь — "Гаянэ" (1942), в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко — "Лола" (1943), в Большом театре, эвакуированном в Куйбышев — "Алые паруса".

Ярким этапом в истории советского балета стали 50-е годы. Огромное значение в развитии балета СССР имели спектакли И. Бельского.

Он вернул кордебалет, ставший инструментом выражения эмоций героев, нашел приемы пластики, подчеркивавшие конфликт и основную идею произведения. Герои Бельского пользовались языком классического танца и успешно выступали в его ансамблевых формах.

Не меньшее значение имели работы Н. Касаткиной и В. Василева. Им удалось преодолеть разрыв между пантомимой и танцем, что было характерно как для классических, так и для советских балетов: основой их хореографии стал танец с элементами пантомимы, он опирался на симфоническую музыку.

Классический танец использовал и О. Виноградов, сделав его динамичным и современным. Этот хореограф — автор многих пластических находок, опиравшихся на традиции классики.

Балетные коллективы часто выезжали на гастроли за рубеж, утверждая мировую славу советского хореографического искусства. Хореографы осуществили ряд постановок во Франции, Швеции, Австрии, Финляндии, Чили. Советские специалисты явились организаторами хореографических училищ в Японии, на Кубе, в Египте, Алжире и многих других странах. С 1969 в Москве проводится международный конкурс артистов балета. Молодые артисты советского балета не раз завоёвывали первые места на конкурсах в Болгарии (Варна), Японии и других странах.

Затем на небосклоне советского балета воссиял гений Юрия Григоровича, которому в своей работе удалось объединить классику и современность. Он обогатил классический танец свободной пластикой. Ему удалось вплести движения из реальной жизни в образный танец так органично, что его основные постулаты не были нарушены: произошло обогащение танца внешними источниками, которые не были изначально ему присущи, а были заимствованы из движений труда, бытовой жизни, физкультуры. 

Язык танца живет и развивается и по своим внутренним законам. В процессе этого развития складывались основные принципы, позы, положения рук и ног, которые постоянно совершенствовались и обогащались.

Григорович привнес в классический танец новую технику и эстетику, тем самым усовершенствовав старые формы. Он обогатил язык танца не только внешне, но и внутренне.

На 1980 год в СССР было 47 театров оперы и балета. Кроме того, балеты ставились в музыкальных театрах, театрах оперетты и музыкальной комедии. Работали 16 хореографических училищ и отделения классического танца при средних музыкальных школах и школах искусств.

Добавить комментарий