Дискурс о князе Александре Ярославиче в современном российском историческом поле символизирует беззаветную борьбу против иностранных захватчиков за православную Русь. Но такая интерпретация личности и деятельности Александра Ярославича сложилась не сразу. Появление героического дискурса о князе показательно и позволяет увидеть формирование официального взгляда на русскую историю.

Начать стоит с того, что Александр Невский по определению не мог выступать защитником единой Русской земли, поскольку её не существовало. Русские земли и княжества перебывали в состоянии раздробленности, то есть не достигли к годам жизни князя осознания единства и даже стремления к нему. Александра Ярославича в этом плане стоит считать скорее одним из примерных ориентиров для последующих московских правителей, которые стали проводить централизаторскую политику. 

Сама по себе должность новгородского князя являлась выборной по характеру. Новгород нанимал князя на определенный срок за денежное жалование для выполнения обязанностей полководца. При этом договор мог быть расторгнут в любой момент, а князь, соответственно, изгнан. После Невской битвы 1240 года с Александром Ярославичем произошло именно это.

Кейс о войнах с западными соседями и договорах с Ордой позволяет проследить ещё один существенный момент. Немецкие и шведские рыцари несли с собой не только католичество, но и феодальные формы эксплуатации. Господин Великий Новгород лишался дохода со своих земель, следовательно, у князя урезалось жалование. С монголами в этом отношении дело обстояло сильно проще – путём подарков, лести и договоренностей Александр смог добиться права самостоятельно собирать для кочевников выход. Монголы не несли с собой религиозного гнета, а требовали только своевременной уплаты даней. Кроме того, князь увеличил свою власть и стал великим князем киевским и владимирским.

Канонизация Александра Невского состоялась в год венчания на царство Ивана IV – 1547. Видимо, нововенчанному царю нравился героический образ князя-победителя, защитника Русской земли. Но Иван Грозный воспринимал своего предка в контексте осуществляющейся централизации государства и в этом свете образ являлся выигрышным. В 1724 году Петр Алексеевич перенёс мощи князя в основанный на предполагаемом месте Невской битвы монастырь. Надо понимать, что Петром Александр Ярославич воспринимался прежде всего как победитель шведов.

Кульминацией складывания дискурса о князе стоит считать период Великой Отечественной войны. Возвращение образов героических предков, сражающихся с врагами Отечества, было естественно и необходимо. Гениальный фильм Сергея Эйзенштейна, картины Павла Корина, плакаты и речи советских руководителей воскресили образ Александра Невского. Но, как часто бывает, история не вмещается в рамки тотальной героизации. Необходимо смотреть на личность и её жизненный путь в контексте времени и не переносить на прошлое господствующие сейчас дискурсы.

 

Добавить комментарий