Иконоборчество — религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX веков, направленное против почитания икон. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им») 

Начало этому движению положил император Лев III Исавр. В 730 году он запретил почитание икон. В 754 году оно даже было официально признано на Иконоборческом соборе при поддержке уже другого императора Константина V Копронима, который ополчился против монахов и прочих иконопочитателей. 

В 787 году, по инициативе императрицы Ирины, был созван уже Вселенский собор, который утвердил иконопочитание. Тем не менее, это не стало концом для развития данного движения. 
Уже в 813 году император Лев V Армянин возобновил практику иконоборчества. В 843 году вновь состоялся церковный собор, который опять осудил иконоборчество. 

Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. Его предпосылки можно найти еще в раннехристианские времена. К тому же, не существовало никакого канона по отношению к иконам – народные массы, поначалу, окружали их совершенно суеверным поклонением. Произошёл «рост магических несуразностей в почитании священных предметов, грубое фетишизирование иконы». Такое поведение и вызывало обвинения в язычестве и идолопоклонстве. 

Особо повлияло на него распространение ереси монофизитства. Некоторые исследователи отмечают, что большое значение в росте иконоборчества сыграло появление ислама, враждебно относящегося к изображениям одушевлённого. А императоры, стремясь обеспечить мирное соседство с мусульманами, шли на уступки иконоборцам. Так император Филиппик перед своим свержением в 713 году собирался издать закон против почитания икон. Защитники иконопочитания называли таких императоров-иконоборцев «сарацински мудрствующими». 

Иконоборчество привело к массовым уничтожениям любых произведений культуры, связанных с иконописью. Иконы сжигались, фрески и мозаики сбивались. Наиболее ярким примером является уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах, в котором проходил иконоборческий собор 754 года. 

Житие Стефана Нового сообщает: «…иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и, раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, — одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою». 

Почитателей икон, даже не связанных с церковной службой, массово казнили и пытали. Однако более всего преследовалось византийское монашество. Например, император Константин V объявил их звание неблагонадежным политически. Безусловно, происходили массовые конфискации имущества арестованных и казненных. 

Иконоборчество вымерло в конце IX века. Конец ему пришел благодаря императрице Феодоры. Она свергла патриарха иконоборца, вернула из ссылок иконопочитателей, и, более того, официально возвратила иконопочитание в империи. 

Она устроила открытое церковное торжество, которое пало на первое воскресенье Великого поста 11 марта 843 года. С тех пор в первое воскресенье Великого поста отмечается «Торжество Православия». Иконоборчество в Церкви более не всплыло ни разу.

Добавить комментарий