Средневековое христианское общество уделяло особое внимание цвету кожи человека. В период расцвета европейской культуры средневековья темнокожих воспринимали негативно, а люди, обладающие подобным цветом кожи, находились вне общества и социальной иерархии. В представлении средневекового человека, такой цвет кожи – верный признак тесных связей с миром Дьявола, того, то они язычники, преступники, того, что ему нельзя доверять. Интересно отметить, что с XII-XIII веков Иуду начинают изображать темнокожим и рыжеволосым. Темнокожими изображались Дьявол, черти, преступники, библейские изменники и предатели, различные маргиналы (проститутки, ростовщики, колдуны, фальшивомонетчики, прокаженные, нищие и калеки). 

Это сочетание уже встречалось в литературе; именно так в старофранцузских героических поэмах описываются сарацины, сражающиеся с христианскими рыцарями: у них рыжие волосы, а главное, темная, иногда даже черная кожа; чаще всего это их отличительная черта и несомненный признак их зловредности. Чем темнее кожа у персонажа, тем он опаснее. 

Термин «maure» (мавр) – изначально был эпитетом («чернее вороны»), позже стал этнонимом, которым стали называть жителей Северной Африки, а также всех мусульман – от Испании до Среднего Востока. По цвету кожи в рыцарском романе можно было отличить христианина от нехристиана, а также рыцаря от крестьянина. Рыцарь обладал красотой, один из обязательных признаков которой – светлый цвет кожи. Рыцарь — светлое существо; его противоположность — черноволосый, чернокожий виллан. Тоже самое относится и к женщинам. Смуглая кожа являлась признаком уродства. Например, Кретьен де Труа в «Повести о Граале» так описал самую уродливую женщину, которую кто-либо когда-либо видел: 

«Шея и руки у нее были чернее, чем самый черный из металлов; глубоко сидящие, похожие на впадины глаза были крошечными, как у крысы; нос был похож то ли на обезьяний, то ли на кошачий; уши — что-то среднее между бычьими и ослиными; зубы были цвета яичного желтка, а на подбородке росла козлиная борода; на груди торчал горб, такой же». 

Однако в конце XIII – начале XIV века отношение к темному и черному цвету изменяется, причем в лучшую сторону. В книжных миниатюрах, на витражах, на фресках, а позднее также на шпалерах и картинах начинают появляться темнокожие персонажи, которые отнюдь не вызывают антипатии. 

Например, с конца XIII века на различных изображениях, в частности на географических картах, художники иногда наделяют царицу Савскую темной кожей. Этот атрибут подчеркивал ее экзотичность, но не демоническую сущность. 

Легендарный пресвитер Иоанн, родственник или потомок царицы Савской, имеет некоторые сходные иконографические особенности. Его, как и царицу Савскую, в конце XIII века начинают изображать на портуланах чернокожим королем, живущим в Индии и воюющим одновременно с мусульманами и с монголами. Но при этом в нем нет ничего негативного или демонического. Напротив, он выступает как христианский государь далекой страны. Подобное должно было демонстрировать уникальность и универсальность христианства, которое несет слово Христа «всем народам».

К тому же, в ту пору у европейцев все активнее пробуждается интерес к исследованию окружающего мира, они пускаются в путешествия, бороздят моря, а в новых странах встречают темнокожих местных жителей, которые оказываются вовсе не демонами, но обычными людьми, готовыми принять крещение. 

Даже один из волхвов стал обладать темным цветом кожи – Бальтазар. Именно с XIV века его стали изображать подобным образом. Даже на гербе Бальтазара изображен чернокожий человек, держащий пику с насаженным на нее флажком. Тоже самое относилось, например, к святому Маврикию. В XIV веке предрассудки вокруг темного цвета кожа постепенно стали уменьшаться. 

Но уже в XV веке, когда феодалы отвлеклись от борьбы с друг другом, и когда начались Великие географические открытия, Африканский континент стал интересовать европейцев все больше и больше. К тому же, представления о том, что африканцы из-за своего цвета кожи не совсем люди, все еще были достаточно сильны. Так и получилось, что географические открытия и эти воззрения привели к возникновению такого феномена как вывоз из Африки темнокожих рабов. 

В 1444 году португальский мореплаватель Нуну Триштан привез из мавританской экспедиции в Лиссабон несколько десятков плененных им чернокожих мужчин. В столице он продал их за весьма солидную сумму и смекнул, что на этом можно сделать неплохой бизнес. В очередной поездке, однако, его убили мавры. Но европейцы уже прекрасно поняли, что рабовладение – очень прибыльное дело…

Добавить комментарий