Не секрет, что средневековая медицина скорее калечила, чем лечила. Медицина оставалась достоянием лишь узкой прослойки населения, для просвещенной элиты. Среди простого населения сформировались особые представления о болезни и способах борьбы с ней.

Церковь, которая активно влияла на сознание средневекового человека, сферу его здоровья тоже не оставила в стороне. Соответственно, теология болезни свелась к следующим объяснением возникновения недугов: наказание за конкретные грехи, настигающие грешников еще при жизни и до Страшного суда, представление об ответственности детей за грехи родителей (так, например, объяснялось рождение детей-уродов). Иногда болезнь объясняли темой «испытания» - необходимость пройти болезнь как проверку от Всевышнего, но такое объяснение относится уже к позднему средневековью.

Но средневековый человек одновременно сочетал в себе католическую религиозность и веру в архаические языческие вещи. Церковь объясняла человеку происхождение болезни вполне конкретно, но болезнь, как внешнее враждебное влияние, безусловно, обрастала мифами, превращалась в злую магию. В средние века чаще объясняли болезнь вредоносным колдовством, «сглазом», вмешательством мертвых и потусторонних сил. Ее персонифицировали в образе червя или стрел, которые исходили от колдунов. Проще говоря, болезнь «оживала» и «нападала» на человека.

Христианская церковь осуждала подобные верования. Попытки излечить болезнь «магией» осуждались ей и назывались «формой служения дьяволу». Но, надо сказать, в эпоху эпидемий люди все же обращались к церковному объяснению заболеваний и видели в этом кару свыше за грехи, в которых погрязло все человечество. Особенно такое представление развивается в эпоху Черной Смерти в XIV веке.

Все же подобное отношение было скорее исключением, чем правилом. Церковь, как ни пыталась, не смогла побороть архаичные представления средневековых людей о болезнях. Смирение и покорность по отношению к недугу церковью навязывалось и декларировалось, но не было жизненной реальностью. Тем более, что никак церковь не смогла заставить человека пассивно относится к своему здоровью. Несмотря на все ее старания, больные прибегали к магическим ритуалам, считавшихся греховными, отправлялись в дальние паломничества и искали излечения.

Добавить комментарий