Михаил Петрович Чумаков родился 1 ноября 1909 года в Тульской губернии. Отец был сельским фельдшером, мать же обычной крестьянкой. В 16 лет Михаил уехал из своей деревушки и отправился в Москву, где поступил сразу на два факультета – медицинский и юридический. Правда, второй он в какой-то момент бросил и полностью посвятил себя медицине. 

В 1931 году Чумаков окончил университет и пошел работать в Военно-медицинскую лабораторию РККА (позднее — Военно-медицинский институт). Здесь он занимался раневыми инфекциями в рамках исследований, которые привели потом к появлению первых советских антибиотиков. 

А в 1937 году он отправился в Уссурийскую тайгу – изучать клещевой энцефалит, которую возглавил создатель советской школы вирусологии Лев Зильбер. Удивительно, но столь известное заболевание как энцефалит было описано только в 30-ые годы на Дальнем Востоке. До этого о клещах, как о переносчиках инфекции, люди даже не думали. 

Лекарства к тому моменту, прививки, к сожалению, тоже не было. Потому в тайге произошла трагедия: от энцефалита скончался больной. Во время вскрытия Михаил поранил руку и заразился дальневосточной формой энцефалита – одной из самых опасных форм заболевания. Чумакову удалось выжить, но большой ценой: он почти полностью оглох, потерял подвижность правой руки. Но это ему не помешает совершить невероятные открытия в области медицины. 

Он, одну за одной, организовывал экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток, в Крым, на Кавказ. Где вспыхивало инфекционное заболевание – он сразу отправлялся туда. Он исследовал первым десятки вирусов, лихорадок, участвовал в создании вакцины от клещевого энцефалита (за что вместе с другими учеными был в 1941 году награжден Сталинской премией). Он не прекращал научные искания даже во время войны, ведь его темы были актуальны не только для тыла, но и для фронта. 

В 1948 году его избрали в Академию медицинских наук. В 1950-м он стал директором Института вирусологии. В 1955 году ему поручили создать и возглавить институт полиомиелита. 

Та болезнь была весьма тревожной проблемой в середине XX века. Только в 1955 году была создана первая вакцина в США. Эпидемия в СССР была не такой распространенной, как, например, в Америке, но все же вирус распространялся и достаточно активно. Потому советское правительство предприняло важные меры по предотвращению массовой заболеваемости: Михаила Чумакова вместе с его супругой, тоже врачом-вирусологом Мариной Константиновной Ворошиловой, а также ленинградским специалистом, создателем вакцины против гриппа Анатолием Александровичем Смородиновым, отправили в США — обмениваться опытом. За несколько месяцев Чумаков объездил всю Америку, наработал множество контактов, и в результате на многие годы, несмотря на всю закрытость советской науки, московской Институт полиомиелита стал всемирным штабом по борьбе с эпидемией. 

Вакцина, созданная в США, была далека от идеала. К сожалению, с ней были связаны печальные события «катеровской трагедии» — из-за небрежности сотрудников фармацевтической кампании «Катер», из-за привики умерло несколько детей. К тому же, вакцина была очень дорогой. В СССР наладили ее производство в 1957 году. Но было очевидно, что такая вакцина не способа спасти от полиомиелита. 


В те же годы другой известный американский вирусолог Альберт Сэбин сумел выделить ослабленные вирусы полиомиелита, которые не вызывают болезнь, но формируют иммунитет. Она не требовала никаких инъекций. И не представляла опасности для окружающих. Достаточно было просто проглотить каплю раствора. Но американцы побоялись вводить такую вакцину. 

Сэбин состоял в переписке с Михаилом Чумаковым, потому советский ученый знал о существовании такого средства. Медики стали работать вместе. И даже в пик обострения маккартизма американские власти не стали препятствовать работе советского и американского ученого, а только способствовали ей. 

Первые несколько тысяч доз вакцины прибыли из Америки в обычном чемодане. Выяснилось, что «живая» вакцина лучше «мертвой». Выяснилось, что она дешевле, надежней, безопасней и проще. Чумаков наладил при институте полиомиелита производство вакцины. 
Поначалу советское правительство тоже не хотело испытывать вакцину. Но вмешался Анастас Микоян. Чумаков позвонил ему. Микоян только поинтересовался хороша ли вакцина. Услышав подтверждение от Чумакова в том, что вакцина действительно удалась, Микоян отдал команду прививать. 

Первые 300 тысяч доз, изготовленных предприятием Чумакова, были сразу же отправлены в Прибалтику, где положение было самым тяжелым. И эпидемия остановилась. В 60х вакцину из СССР экспортировали в 60 стран. Она остановила эпидемии в Восточной Европе, Японии и США. 

На данный момент, полиомиелит мы почти победили – благодаря Альберту Сэбину и Михаилу Чумакову. Американец Сэбин, однако, подчеркивал всю жизнь, что эта победа случилась только благодаря системе здравоохранения в СССР, которая позволила в кратчайшие сроки обеспечить идеально организованную вакцинацию населения и показать ее очевидные достижения. По мнению американского вирусолога, именно так выглядело самое существенное преимущество социализма над капитализмом. 

Как рассказывал Константин Чумаков, сын Михаила Петровича, его отец до конца дней оставался "пионером двадцатых годов", любил напевать после рюмочки "Взвейтесь кострами синие ночи". Умер Михаил Чумаков в 1994 году. После своей триумфальной победы над полиомиелитом, он старался бороться и с другими заболеваниями, например, корью. Им была создана акцина против вируса чумы плотоядных, используемая для защиты пушных зверей, и многие другие. Чумаков опубликовал более 960 научных статей и книг, является автором многочисленных патентов.

Добавить комментарий