26 июня 1941 года 1941 - Николай Гастелло направил свой подбитый самолёт в скопление машин и танков противника, за что ему было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза. 

Николай Францевич Гастелло родился в Москве 6 мая 1908 года в семье рабочих. Николай был в семье старшим ребенком. В шесть поступил в училище для мальчиков, но отучился там немного. В конце концов, после эвакуации в годы Первой Мировой войны, он отправился осваивать профессию столяра. Но в 1924 году семья переехала из Москвы. 

В Муроме 16-летний Николай и его отец устроились работать на завод «Муромтепловоз». Николай совмещал работу слесаря на заводе с учебой в школе. В 20 лет молодой человек вступил в ряды Коммунистической партии. В 1930 году семья вновь вернулась в столицу. Уже через два года он начал службу в Красной армии, в конце 1933 года Гастелло уже в качестве летчика отправился в авиационную бригаду. За пять лет службы (период с 1933 по 1938 год) с должности второго пилота бомбардировщика перешел в командира корабля, самостоятельно управляющего самолетом. 

К 1939 году он уже был замкомандиром эскадрилье. Даже участвовал в локальном необъявленном военном конфликте на границе СССР и Монгольской Народной Республики с Японией, а также в советско-финской войне. 

Весной 1941 года его передислоцировали в Смоленск – накануне нападения Гастелло прошел курсы переподготовки и освоил новую боевую машину – двухмоторный бомбардировщик Ильюшина. 

Интересно отметить, что свой первый подвиг Николай Францевич еще 24 июня. Летчик с помощью стрелковой турели сбил фашистский бомбардировщик «Люфтваффе» под шквальным огнем крупнокалиберного пулемета. Но свой главный посмертный подвиг, который прославил его имя в веках, он совершил 26 июня… 

В четвертый день Великой Отечественной войны, с советского аэродрома поднялся в воздух самолёт ДБ-3ф, на борту которого находился экипаж в составе четырех человек. Экипажем из штурмана А.А. Бурденюка, лейтенанта Г.Н. Скоробогатого и стрелка-радиста А.А. Калинина командовал капитан Николай Францевич Гастелло. Экипаж машины получил задание нанести авиаудар по колонне немецкой военной техники, которая двигалась по дороге Молодечно — Радошковичи. Немцы открыли огонь по советским самолетам – Гастелло был сбит, произошло возгорание. У Николая была возможность спастись, но он поступил иначе – решил идти на таран. 

Горящий самолет, врезавшись в колонну вражеской техники, сорвал спецоперацию нацистов ценой собственной жизни. В результате тарана все члены экипажа героически погибли. 

26 июля 1941 года Николай Францевич Гастелло получил звание Героя Советского Союза посмертно за совершенный им огненный таран. В наградном листе о представлении капитана Гастелло к званию Героя Советского Союза отмечалось: «Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа...».

Добавить комментарий