Один из самых распространённых мифов о Средних веках гласит, что европейцы той эпохи повально не мылись, ходили грязные, а в воду погружались только два раза в жизни: про рождении и при крещении. Якобы Генрих Наваррский, король Франции, мылся за жизнь всего три раза и то по настоянию врачей, королева Изабелла только один и в день свадьбы, а папа Климент V умер от дизентерии. Однако же, на деле, все было не совсем так. 


Действительно до современной системы гигиены европейцам было очень далеко, по нашим современным меркам она была ужасна. Но все же нельзя говорить, что средневековые европейцы боялись к воде даже притронуться. Все стереотипы о средневековье были придуманы еще в XV веке, в эпоху Ренессанса. Тогда гуманисты активно пропагандировали идею о культурной и научной деградации предшествующей эпохи, чтобы на их фоне их достижения смотрелись еще более выигрышно. Миф о нечистотах, грязи и прочей мерзости пришел также от них. Современные же доморощенные медиевисты очень любят апеллировать к письму Анны Ярославовны своему отцу Ярославу Мудрому, в котором рассказывается об ужасах немытой Европы — правда, письмо это фейк. 

Начнем с купания. Бани в средневековой Европе – явление повсеместное. Фернан Бродель, крупный специалист по истории быта, писал: ««Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы…». 

Нам хорошо известно о развитии практики водолечения, особенно в Италии. Существовало очень известное заведение в Путеолах, на севере Неаполя, которое было восславлено в поэме Петра Эболийского. Но не только в Италии существовали общественные бани: они развивались в большинстве городах христианского мира. Туда действительно ходили помыться, причем достаточно регулярно. Тут же стоит отметить, что традиционный миф о презрении наготы в средние века – он появился уже в эпоху Возрождения, а люди классического средневековья не отрицали наготу в купальне или постели. 

Вот описание эрфуртских бань XIII в.: «Бани в этом городе доставят вам истинное удовольствие. Если вам необходимо помыться и вы любите удобства, то можете входить туда спокойно. Вас примут любезно. Красивая молодая девушка как следует разотрет вас своими нежными ручками. Опытный брадобрей побреет вас, не уронив вам на лицо ни капельки пота. Утомившись ванной, вы найдете кровать, чтобы отдохнуть. Хорошенькая женщина, которая не причинит вам беспокойства, с видом девственным искусно расчешет вам волосы. Кто же не сорвет у нее поцелуй, если только захочет, поскольку она отнюдь не сопротивляется? А когда у вас потребуют платы, то хватит и одного денье». 

Если немного отойти от общественных купален, мы, на основании множества иллюстративных материалов, можем свидетельствовать, что люди принимали ванну и дома. В монастырях существовали отдельные ванные комнаты, в пунктах некоторых монастырских уставов можно отыскать упоминание количества банных процедур. Тут важно понимать, что для монаха получить удовольствие от теплой водички было непозволительно, такое считалось чувственным удовольствием, которые нужно было ограничивать. Но это не значит, что они полностью отказались от банных процедур – они были ограничены одним разом в неделю, мыться можно было только в холодной воде. Но гигиена строго блюлась, за ней следили. 

Уже с XI века мы встречаем описание ремесла мыловарения, которое пришло в Европу с Востока. Центром мыловарения был Марсель. С XIV века мыло распространилось уже по всей Европе. Есть документы, которые свидетельствуют о постройке туалетов в городах, бань и купален. 

Возникает логичный вопрос – а как же чума? Ведь она распространилась именно из-за жуткой антисанитарии. Общественные бани были одним из основных источников распространения чумной болезни. Купальни превратились в место обитания проституток и имели репутацию общественных домов. Так что некоторые стереотипы все-таки не беспочвенны. 

Не беспочвенны они и потому что в какой-то момент Европа действительно перестала мыться. Резкий рост городов в поздние Средние века и ранее Новое время превратил их не в самое приятное место вплоть до XIX века. Тут все стереотипы становятся реальны. Только относятся они уже не к Средним векам, но к Европе Нового времени. Общественные бани тоже утратили свое значение, причем по весьма простой и прозаичной причине – европейцы просто-напросто вырубили весь лес, и топить баню было уже нечем.

 

Добавить комментарий