Но и здесь он проучился только один год, и поступил в Киевское военное училище, которое окончил с отличием в 1908 году. В мае 1914 года окончил с отличием Николаевскую военную академию и был причислен к Генеральному штабу.

Первая мировая война

Во время Первой Мировой войны штабную работу на фронте совмещал с боевыми вылетами в качестве лётчика-наблюдателя.

Сослуживец Михаила Павловича вспоминал, что Строев был лучшим лётчиком-наблюдателем 3-й армии. В 1914 г., стремясь отличиться, он доставил в Штаб схему укреплений Львова. Во время другой рекогносцировки в районе Львова аппарат Строева был сбит. В штабе армии лётчика сочли погибшим, однако он не только не погиб, но „усталый, но весёлый“ сумел пробраться к своим.

Надев австрийскую шинель, Строев присоединился к одной из австрийских частей, двигавшихся на передовую, благодаря прекрасному знанию польского языка сошёл за поляка, питался вместе с австрийцами и, в конце концов, ночью перешёл линию фронта.

Строев принимал участие в Брусиловском прорыве, был контужен и подлежал эвакуации для лечения, но вместо этого подал ходатайство о назначении преподавателем в Киевскую военную школу лётчиков-наблюдателей. Интерес к талантливому лётчику проявил Великий князь Александр Михайлович, предложивший Строеву занять должность штаб-офицера Генштаба по авиации и воздухоплаванию. В этой должности Михаил Павлович встретил революцию.

В декабре 1917 года вошёл в состав новой Всероссийской коллегии Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота (ВК РККВФ). Работая в комиссии, Михаил Павлович принимал непосредственное участие в начальном строительстве советской военной авиации.

Гражданская война

В 1918 году добровольно вступил в РККА, участвовал в организации воздушной обороны Петрограда. В апреле 1918 года окончил Московскую авиационную школу, и в августе прибыл на фронт гражданской войны в Царицыне.

Находясь в непосредственном подчинении Иосифа Виссарионовича Сталина, руководил действиями авиаотрядов, занимавшихся разведкой, корректировкой и штурмовкой войск противника. Слаженные действия авиации и наземных частей сыграли важную роль в битве за Царицын.

По опыту боёв под Царицыным Михаил Павлович составил первые «Наставления по применению авиации в войне Рабоче-Крестьянской Красной Армии».

В октябре 1919 года Строев помогает организовать наземную и воздушную оборону Тулы от рейда 4-го Донского корпуса генерала Мамонтова. В декабре 1919 года назначен начальником авиаотряда 1-й Конной армии. Занимался разведкой и обеспечением связи между частями армии.

8 января 1920 года лётчик Шурыгин и лётнаб Строев на аэроплане «Фарман-30» вылетели на разведку в район Ростова-на-Дону. Из-за остановки мотора совершили вынужденную посадку в районе станицы Грушевской, и были взяты в плен деникинцами

Михаил Павлович был осуждён к бессрочной каторге, содержался в тюрьме Екатеринодара, откуда был освобождён в марте 1920 года наступавшими частями РККА. После освобождения вернулся в 1-ю Конную армию на должность начальника воздухофлота армии. Участвовал в Советско-польской войне.

После войны

После окончания Советско-польской войны Михаил Павлович Строев преподавал в Военной академии РККА, в Академии Воздушного Флота им. Жуковского, занимался специализацией и обобщением опыта боевого использования авиации по взаимодействию с войсками.

В начале Великой Отечественной войны преподавал тактику ВВС во 2-й Московской школе авиационных механиков спецслужб ВВС. С апреля 1943 года по август 1944 года — начальник Авиационного отдела 2-й гвардейской армии 4-го Украинского фронта, занимался вопросами взаимодействия армии с ВВС.

После войны занимался организацией и руководством военными кафедрами авиационных институтов

Умер в 1961 году в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Михаил Павлович Строев разработал первые уставы для ВВС РККА, и по праву может считаться одним из создателей советской военной авиации.

Добавить комментарий