Многие исследователи полагают, что важной причиной крушения самодержавия стала проблема дискредитации монаршей власти и личности императора конкретно. Потому публичное оскорбление императорской особы (которое, отметим, было запрещено по закону) стало явлением весьма нередким в период правления Николая II. Обыкновенно, брань в адрес царя являлась следствием действий правительственных чиновников, должностных лиц, ответственность за которые, по мнению крестьян, лежала на государе-императоре.

Часто царя ругали в ходе пьяной ссоры. Делалось это обычно без умысла, под воздействием эмоции. Общим в делах об оскорблениях Особы Государя Императора являлось то, что крамольные речи звучали чаще всего в трактире, а произносившие их были пьяны. Надо отметить, что такой фактор зачастую являлся «смягчающим» обстоятельством, о чем мы можем судить из письма Кони Победоносцеву от 25 июля 1879 года, где он обращал на это внимание, предостерегая от бездумного привлечения крестьян к суду за оскорбление императора.

А вот умышленно царя оскорбляли уже из-за болезненного земельного вопроса. Например, 3 ноября 1896 года мещанин Герасим Кузьменко и запасной рядовой Семен Безпалько заявили сотскому хутора Святой Родник станицы Новомалороссийской Кубанской области, что 1 ноября крестьянин Иосиф Журба, крестьянин, работая в поле в экономии Паховского, произнес следующие слова: «Вот сколько было манифестов, все толковали, что дадут землю, а ничего не вышло. Что он за государь, что он ни земли, ничего не дает. Вот убили деда государя, кабы еще убили теперешнего Государя и перевели его с зачатком (т.е. семейством), тогда нам лучше бы было». При этом он произнес скверную брань в отношении императора.

Оскорбляли и за нападки на общину и ущемление ее интересов, за действия представителей власти в ходе сбора недоимок. Частенько не просто публично оскорбляли, а и оговаривали - обвиняли в постыдном поступке, будь то воровство, пьянство, мошенничество. Например, в середине ноября 1902 года крестьянин Семен Майоров в присутствии свидетелей, при приставе, прибывшим взыскать с него неуплаченные судебные издержки, будучи трезвым, заявил: «Все вы мошенники и царь ваш мошенник, прибейте ему на лоб печать, что он мошенник». На допросе Майоров заявил, что «бранил царя сознательно, потому что он считает его величество виновным в том, что судьи и вообще начальство неправильно решают дела».

Как правило, дела о таких оскорблениях возникали вследствие доноса крестьян на своих односельчан. Бурный всплеск оскорблений по отношению к монаршей особе можно отметить в начале XX века, как уже мы говорили выше., что было связано с подъемом аграрного движения и отражало разочарование жителей российской деревни в способности царя решить земельный вопрос. Падение авторитета императора выражалось в том, что ругали его чаще, а тон высказываний становился резче.

Авторитет императорской власти в глазах крестьян падал. Объяснимо, что патриотический подъем в российском обществе в начале войны в силу отсутствия решающих успехов на фронте сменился недовольством властью, лично государем-императором. Эти высказывания часто носили оскорбительный характер. В стремлении оскорбить и унизить императора не брезговали никакими средствами и вели общий разговор. Ему вменялось в вину все и вся: и набожность, и поддержка аграрной реформы. Подобные оскорбления могут указывать на то, что авторитет царя в крестьянской среде весьма упал, хотя и нельзя сказать, что это является прямым указанием на антимонархические настроения в сельском обществе. В большей степени, брань на царя не имела под собой политической подоплеки и была связана с конкретными крестьянскими неприятностями.

По материалам: Коновалова Н.А «Об изучении проблемы оскорбления крестьянами особы государя императора в начале XX века»

Добавить комментарий