Сесил родился в 1853 году в семье священника в английской глуши. Мальчик рос болезненным, да настолько, что к 18 годам он заполучил серьёзные проблемы с легкими. Врачи посоветовали ему сменить климат на более приятный. Тогда вместе со старшим братом Гербертом Сесил отправился в Южную Африку, где они планировали выращивать хлопок в землях Капской колонии. Но, увы, дело быстро провалилось: участок выделенной им земли совершенно не был пригоден для хлопковой плантации.

Братья решили не унывать и переключились на материал подороже — на алмазы. Первое сырье для бриллиантов они нашли всего за несколько лет до начала сумасшедшей алмазной лихорадки. Родсам несказанно повезло — они выкупили именно те участки, где находились залежи драгоценностей. Вырученные с первых находок удачно были вложены в бизнес, и уже к середине 70-х молодой Сесил и его партнеры контролировали почти всю добычу алмазов в районе Кимберли.

Пока строилась алмазная корпорация, Сесил несколько раз съездил в Англию и получил степень магистра в Оксфорде, где он пропитался идеей Всемирного британского владычества. Теперь, помимо жажды наживы, им двигало желание расширить английские владения. Родс мечтал перепоясать всю Африку полосой непрерывных колоний от Кейптауна вплоть до Александрии. Мечты расширились до космических масштабов, в какой-то момент Сесил начал грезить о покорении звёзд, лишь бы включить и планеты в состав Британской империи.

В своём завещании, которое он составил в 24 года, он писал о своей вере в то, что Британская колонизация настигнет всю Южную Америку, Африку, Китай и Японию, вернёт себе Штаты.

На его шахтах работали на положении рабов тысячи темнокожих. После каждой смены их тщательно обыскивали и заставляли пить касторку - чтобы, не дай бог, ни один из тружеников не унёс с собой камушек в желудке. Доходило до того, что специальные люди процеживали то, что выходило из шахтеров, выбирая из них камни, которые носили на себе потом европейские и американские модницы.

В 1888 году была основана кампания De Beers, до сих пор продающая алмазы. Она приносили миллионные доходы Сесилу Родсу. Причём он постоянно расширял свой бизнес: например, скупил по дешевке поля разорившихся фермеров и начал выращивать ещё и фрукты. Так на столы лондонских гурманов стали попадать экзотические плоды.

К концу 80-х годов Родс, едва достигший 30-летия, контролировал почти всю экономику Капской колонии. Он стал заглядываться на север. В конце концов, он заключил в 1888 году договор с вождем Лобенгулоф договор об основании шахт в землях ндебеле. Золото там действительно нашли, вождя хладнокровно убили, а всех его поданных заставили работать на Родса. Так появилась Родезия - названная в честь Сесила.

В прессе ничего не было известно о его личной жизни. Родс активно рассказывал о своей ненависти к женскому полу. Он признавался: «Я не могу уничтожить всех женщин в мире. Но я способен не замечать этих животных, только мешающих нам, мужчинам, делать своё дело». Однако в последние годы жизни по его женоненавистничеству был нанесён серьезный удар.

В его жизни появилась русская княгиня Екатерина Радзивилл. Девушка была приверженцем консервативных взглядов, водила дружбу с самим Победоносцевым и была непоследней фигурой при дворе Александра III. Но после смерти императора ее влияние при дворе существенно снизилось, в России ей стало скучно и тогда Екатерина отправилась в Лондон. Там было сыро и скучно, а потому женщина решила отправиться в более тёплые края. По воле рока так случилось, что она попала именно на тот пароход, на котором в Кейптаун возвращался Сесил Родс.

Что точно происходило во время плавания нам неизвестно. Истории о двухмесячном путешествии сохранились только в дневниках княгини - а такому источнику вряд ли можно стопроцентно доверять. Она писала, что привлекла внешностью подчиненных Родса, а вот сам миллионер остался а ней равнодушен. Зато ее ум и глубина познаний о политике покорили Сесила. Они вели долгие разговоры, много общались и женоненавистничество Родса немного притупилось. Шли слухи даже о свадьбе. В Африке Сесил отвёз Екатерину в своё имение, оплатил накопившиеся долги, и, по словам русской княжны, покорно во всем ее слушался. Русская княгиня вела себя как полноправная хозяйка. Сесилу было 47, но он был тяжело болен, а потому хитрая княгиня уже наверняка прикидывала, как все многомиллионное наследство достанется ей. Но, увы, пара разошлась, причины этого нам неизвестны доподлинно.

Если верить африканским газетам той эпохи, Екатерина, воспользовавшись отсутствием любимого, предъявила к оплате якобы подписанный им чек на 29 тысяч фунтов стерлингов - колоссальная сумма по тем временам. Она вызывала подозрение, банкиры связались с Родсом, тот сразу заявил, что никаких чеков не подписывал. Быстро вернулся в Кейптаун, княгиню арестовали. Суд длился всего три дня. Радзивилл обьявили «типичной авантюристкой из детективных романов» и отправили в тюрьму, в которой она провела 16 месяцев. Вышла из неё уже после смерти Родса, который скончался 26 марта 1902 года от остановки сердца.

От него осталось трёхмиллионное наследство. В последнем завещании уже не было ни слова о гигантских геополитических замыслах. Большую часть денег он выделил по нему на основание университета в Кейптауне, учреждение стипендии для обучения в Оксфорде для студентов из стран, входивших в Британское содружество. Стипендия существует и по сей день. Что интересно, снос памятника Родса требуют студенты из ЮАР и Зимбабве, которые приезжают учиться в Оксфорд по этой самой стипендии.

Добавить комментарий