Крестьянин не может ни родиться, ни жениться, ни умереть не принеся пользы хозяину.

Именно такая шутка была в ходу на территории Германии XV-XVI веков.
Эта история начинается в деревушке Никласхаузен в 1476 году. Простому пастуху Гансу Бёму открылась божья истина. Пророк рассказывал о том, как к нему явилась Богородица. Она возвестила, что отныне все пашни, леса, луга и озёра принадлежат живущим на них людям. Не должно было быть больше ни властей, ни налогов, а единственная власть, что будет над человеком — власть Господа Бога.

Сформировался круг учеников и почитателей Ганса Бёма, которые привлекали все новых и новых слушателей. Народ охотно стекался послушать проповеди пастуха.

Такое положение дел крайне не устраивало местного епископа. Мало того, что церковь не имела никакой выгоды от этих проповедей, так еще и возникала реальная угроза мятежей, восстаний и резни привилегированных сословий. По приказу епископа всех последователей Бёма прикончили, а его самого публично сожгли на костре, как еретика.

Следующие четверть века история развивалась по накатанной — на территории Германии появлялись новые и новые проповедники, ратующие за равенство. Землевладельцы жестоко расправлялись с зачинщиками, а напуганные крестьяне разбредались по домам.

Первый союз Башмака собрался в 1503 году. Инициировал его крепостной шпайерского епископа Йосс Фриц. Башмак был выбран в противовес изысканной обуви знати. Союз Башмака не вдохновлялся проповедями, а планировал свергнуть феодалов силой. Первый союз выдал кто-то из участников, некоторых сопричастных казнили, другие, и с ними Фриц, смогли сбежать.

Новый «Союз Башмака» возник в Брейсгау в 1513 году. Усвоив прошлый урок, Фриц больше не продвигал столь радикальную программу, как в Шпайере. Так, в его речах больше не говорилось о полной отмене налогов, а лишь о сведении их к необходимому минимуму. При этом он уточнял, что взимать их может лишь тот, кто издревле обладал правами на юрисдикцию в этих землях. Такой ход дал положительный результат – союз обрёл ещё больший размах. Однако вновь нашёлся предатель. Фриц вновь избежал ареста, в то время как 13 его приближённых последователей сожгли на костре. В 1517 году его везение закончилось – новая попытка возродить союз обернулась провалом, и Йосс Фриц был казнён.

Осень 1524 года была неурожайной для графства Штюлинген. Что впрочем никак не беспокоило местную графиню, пославшую крестьян на поиски ракушек для своего нового ожерелья. Люди, пытавшееся собрать с полей хоть что-то, дабы не умереть зимой от голода, окончательно озверели и отправились вооружаться. С этого инцидента начинается крестьянская война 1524-1526 годов, но это уже совсем другая история.

Впоследствии эти события привлекут внимание Ф.Энгельса, который напишет об этом свою работу "Крестьянская война в Германии". В работе дается характеристика крестьянским восстаниям, как форме классовой борьбы, в условиях средневековья принявшей религиозную форму.

Добавить комментарий