«Сумасброднейший, всешутейший и всепьянейший собор» — одна из забав, учрежденная Петром I, некая «орденская шутовская организация», устройство которой пародировало устройство католической и православной церквей. Наряду ни с чем не примечательными личностями, не сыгравшими, по-видимому, сколько-нибудь заметной роли в российской истории, среди членов Собора были такие государственные деятели, как Головкин, Стрешнев, Мусин-Пушкин, Апраксин. Просуществовал Всешутейший собор не менее тридцати лет - с начала 1690-х до середины 1720-х годов.

Появился он еще в пору юности Петра, в ту пору, когда большую часть свободного времени царь проводил в Немецкой слободе. Именно там Петр воспринял идеи простого протестантского культа, который значительно отличался от пышного старорусского православного. К тому же, именно там он увидел впервые, как женщины на равных правах участвуют в подобных празднествах.

Позже, под влиянием западных идей, Петром было создано подобное учреждение. В нем избирались «дьяконы», «архидиаконы», «попы», «ризничий», «архиереи», в том числе «митрополиты», а также «диаконисы», «архи-игуменья» и «князь-игуменья». Сам же Петр был в Соборе «диаконом», «архидиаконом» или «протодиаконом». Во главе него стоял «князь-папа», «всешутейший и всепьянейший князь-папа», «святейший князь-папа и патриарх» и даже «великий господин святейший кир Ианикита, архиепускуп Прешпурский и всея Яузы и всего Кокуя патриарх». Члены и участники собора носили специальные одежды, которые также высмеивались церковные облачения: вместо архиерейской панагии они носили флягу, а на митре «князя-папы» был изображен Бахус. Митра этого «князя-папы» напоминала митру католического епископа. Скорее всего, основным источником «всешутейшего собора» были западные карнавалы и увеселения, которые Петр видел в Немецкой слободе и во время Великого посольства. Некоторое влияние имела и старая русская традиция скоморохов.

Основным празднеством собора было «славление». Совершалось оно ежегодно, на святки: участники ездили по домам знати и купцов, исполняли там «церковные, шутовские и застольные песни» и пировали за счет хозяев, некоторых участников били и обливали. Как пишет в своей «Гистории о царе Петре Алексеевиче» Б.И. Куракин, «в которых домех приуготовливали столы полные с кушанием, и где прилучится обедали все, а в других ужиновали, а во оных токмо пивали. И продолжалось каждой день до полуночи и разъезжались всегда веселы. Сие славление многим было безчастное и к наказанию от шуток не малому: многие от дураков были биваны, облиты и обруганы».

Еще одним регулярным празднеством было «шествие на осляти», вернее пародией на него. В оригинале это была церемония во время которой патриарх ехал на лошади, а вел ее под уздцы царь – совершалась она обычно в Вербное воскресенье. При «соборе» в Вербное воскресенье после обеда «отправлялась» процессия: «патриарха шуточного», т. е. «князя-папу», везли на верблюде «в сад набережный к погребу фряжскому», где пили. По более позднему рассказу Берхгольца, вместо прежнего «шествия на осляти» в Вербное воскресенье «князь-папа» и члены «всешутейшего собора» ездили по городу на ослах, волах, в санях, запряженных свиньями, медведями или козлами, и делали визиты. По видимому, оно просто претерпевало постоянные изменения.

Интересной церемонией были «избрания и поставления князя-папы», которые были проведены 28 декабря 1717 года и 10 января 1718 года, так как должность была пожизненной. Они пародировали обряды избрания архиереев Русской Православной Церкви Происходило это так: в начале «избрания» «архижрецы» «всешутейшего собора, спев «песнь бахусову» и выслушав речь «князя-кесаря» Ромодановского, торжественно шествовали в дом, где выдвигали трех кандидатов. На следующий день один из них избирался баллотировкой. Во время же «поставления» «новоизбранный» «князь-папа», придя в «князь-папинскую палату», обменивался с «поставляющим» репликами,затем вместо исповедания веры говорил о том, как он «содержит закон Бахусов», то есть пьянствует, после этого Бутурлина облачали в его одежды, помазывали крепким вином, «архижрецы» налагали на него руки, причем первый из них читал речь, затем пели «аксиос!», подражая обряду поставления патриарха. Петр самолично разработал программ для избрания и поставления.

Тем не менее, несмотря на условную и внешнюю свободу, собор был полностью подчинен воле монарха, а организация встраивалась в стройную петровскую систему государственных институтов. Зачем он был создан и для чего введен? Данный вопрос все еще остается весьма дискуссионным. Самой распространённой концепцией является идея о том, что Собор был средством проведения культурной политики Петра I: с его помощью царь стремился подорвать влияние церкви, чтобы утвердить собственную власть, а также дискредитировать прежнюю, допетровскую культуру в целом, сделав ее предметом насмешки. Ключевский же, например, приводит более простое и тривиальное объяснение – Собор служил лишь развлечением Петра.

В деятельности Всешутейшего собора, как кажется, странным образом сочетались веселье и жестокое принуждение; для кого-то празднества, которые устраивал Собор, наверное, были забавой, а для кого-то здесь имело место насилие и угнетение.

Добавить комментарий