Первым годом в истории крымской ЧК считается 1921-й. Она была образована еще в декабре 1920 года – спустя три года после начала работы Всероссийской чрезвычайной комиссии по всей стране и сразу после эвакуации войск генерала Врангеля. Крым оказался регионом с тяжелейшим общественным конфликтом, дефицитом продовольствия, отсутствием внятной политической и пропагандистской работы на местах. В горах – зеленые банды, на селе – голод и разочарование, в городах – контрреволюция. В Крыму действовали анархисты, эсеры, меньшевики, сионисты, крымскотатарские организации, деятельность которых трактовалась как враждебная.

Подробные воспоминания оставил в то время комендант Крымской ЧК, Иван Папанин. В конце 1920 года его – участника гражданской войны, организатора диверсий и повстанческих отрядов — вызвали в Обком по рекомендации Розалии Землячки. Присутствовал сам Фрунзе. Услышав о том, что он поступает в распоряжение ЧК, Папанин взмолился, что у него нет необходимого опыта. На что Фрунзе нахмурился: "А вы думаете, товарищ Дзержинский до революции получил опыт чекистской работы?"

Свою работу в ЧК Папанин оценил как оставившую неизгладимый след в душе на долгие годы. "Важно было сохранить оптимизм, не ожесточиться, не начать смотреть на мир сквозь черные очки. Работники ЧК были санитарами революции, насмотрелись всего. К нам часто попадали звери, по недоразумению называвшиеся людьми", — писал он в своих воспоминаниях. "Я проводил облавы, обыскивал подозрительные дома, выезжал в Крымские леса с отрядами ЧК ловить белобандитов, экспроприировал ценности у богатеев, которые не успели эмигрировать. В меня стреляли, и я стрелял. Иногда со злостью думал, что на фронте было легче и проще ", — вспоминает те годы Папанин. По его отчетам положение дел было таким, что каждое утро составлялась сводка, сколько убийств и грабежей произошло – уровень преступности зашкаливал. Гибли и сами чекисты: при облавах и обысках, от выстрелов из-за угла.

Об организационной структуре ЧК первого года службы можно судить по штатному расписанию Экономического отдела Крымской чрезвычайной Комиссии. Всего в отделе трудились 80 человек, состоял он из четырех отделений, в каждом из которых: начальник, уполномоченный по следствию, четыре помощника уполномоченного, восемь представителей при Наркоматах и учреждениях, письмоводитель и курьер. При начальнике трудились его заместитель, секретарь, делопроизводитель, три машинистки, две журналистки, два курьера и всевозможные помощники.

Об итогах деятельности этого отдела можно судить также из отчетов. За 1921 год улажено и ликвидировано до 500 конфликтов, проведены ревизии и обследования (всего до 185) по разным учреждениям и предприятиям. Вот чем занимался отдел в один из месяцев конца года: ревизия стекольного завода "Крымхим" отдела (обнаружены следы хищения инструментов и готовых фабрикатов); ревизия Государственной мельницы (обнаружены растрата муки и систематические хищения); ревизия Государственной мельницы колонии "Снод", Сарабузского района (обнаружена растрата зерна в количестве 540 пудов); ревизия консервной фабрики Губсоюза (обнаружено: неправильное ведение дел, большая бесхозяйственность, инвентарь не оприходован и пр.); ревизия "Крымрозыска" (обнаружено: преступление по должности со стороны секретаря и других должностных лиц); ревизия склада Крымкожи (обнаружено хищение сырья, растрата и пр.).

Шла работа и по выявлению недобросовестных руководителей. Так остались свидетельства о деле уполномоченного Совета Труда и Обороны в Керченском соляном районе, где раскрыты крупные хищения соли и растрата народных денег. Дело по обвинению администрации Внешторга в расхищении народного имущества, прорыве внешней торговли и взяточничестве. Дело Центрального управления Курортами Крыма и его районов о хищении имущества, растрате, подлоге и прочих преступлениях. Всего за год по обвинению в преступлениях по должности прошло 1307 человек (осуждено 176), по обвинению в спекуляции – 1157 человек (осуждено 190). Расстреляно из них – 66 человек.

Вообще за 1921 год КЧК расстрелял 461 человека (в том числе 34 женщины). Злоупотребляли и сами чекисты. В августе сотрудники заметили, что ряд коллег из Феодосийской ЧК живут не по средствам. Выяснилось, что они под видом обысков совершали налеты и забирали ценности у семей бывших офицеров. Есть сведения о расстреле пяти таких сотрудников.

Бандитизм в то время рос и нес серьезную угрозу обществу. Наибольшее развитие получили банды Ялты и Алушты – их к лету 1921 года насчитывалось уже около двадцати. Преступники нападали на прохожих, грабили дома, делали вылазки на дорогу, ведущую из Симферополя на южный берег. Временами она становилась недоступной для сообщения из-за деятельности банд. Грабили также на пути из Карасубазара в столицу, на Севастопольском шоссе. Портили телеграфные и телефонные провода, связь на линии Симферополь-Ялта-Севастополь порой не работала по нескольку дней.

В Ялте дошло до того, что бандиты осуществили налет на тюрьму. На Судакской дороге была обстреляна пулеметная команда 2-го пехотного полка. В районе Гурзуфа у сотрудников разведки Алуштинского гарнизона произошла стычка с бандитами, в результате чего они (сотрудники разведки Алуштинского гарнизона) были вынуждены отступить, потеряв одного раненного красноармейца. По документам ЧК, в банду входило около 200 человек.

Экспедиционный отряд Особого отдела Черноазморей в районе Черкес-Керман столкнулся с бандой бывшего начальника Джанкойской милиции Селькевичем, численность коей дошла до 25 человек. Борьба с бандами велась силами Особого Отдела 4-й армии, Особого Отдела Черноазморей, экспедиционным отрядом Симферопольской Городской Чрезвычайной Комиссии. Последний отряд уничтожил за год до 60-ти бандитов, кроме того удалось " раскинуть" осведомительную сеть.

Для борьбы с бандитизмом были назначены особые уполномоченные в восьми районах Крыма, из частей войск выделены два отряда по 200 человек при четырнадцати пулеметах, которые начали оперировать под руководством Чрезвычайных троек. Частям этих отрядов сталкивались с бандами в районе деревень Саблы, Ай-Тодор-Алсу и вблизи Алушты, где более 150 бандитов пришли на мусульманский праздник и пытались агитировать татар из ближайших деревень. Банда была разогнана броневиком.

Если говорить о результатах работы крымской ЧК – они были впечатляющими. Банды, насчитывающие в общей сумме несколько сотен вооруженных преступников, к концу первого же года работы уничтожены как образования, а большая часть бандитов ликвидированы либо находятся под стражей. Сфера народного хозяйства также приведена к дисциплине. Сокращено количество грабежей.

Опыт работы, полученный в 1921 году – в тяжелейших условиях только что закончившейся гражданской войны, недостатка элементарного полноценного питания, не говоря уж об обмундировании и вооружении – впоследствии пригодился крымским чекистам, многие из которых героически воевали во время Великой Отечественной войны, руководили отрядами партизан.

Добавить комментарий