Существует версия, что руководство Советского Союза узнало о плане «Барбаросса» чуть ли не на следующий день после его утверждения. Разведчики говорили, что, мол, да докладывали. А, вот, Сталин не поверил. Выходит, что был какой-то непонятный невежда во главе государства, не веривший своей разведке. Однако надо разобраться, что же в действительности докладывали Иосифу Сталину…

Примеры утверждений о донесениях разведки: «Материал об основании положениях плана «Барбаросса», утвержденного Гитлером 18 декабря 1940 года, уже через неделю был передан военной разведкой в Москву»; бывший руководитель военной разведки СССР Пётр Ивашутин сделал более сильное утверждение — «основаное содержание плана «Барбаросса» было известно через 11 дней после утверждения его Гитлером».

В действительности всё было совсем не так.

29 декабря 1940 года советский военный атташе в Берлине генерал-майор Василий Тупиков доложил в Москву о том, что «Гитлер отдал приказ о подготовке войны с СССР. Война будет объявлена в марте 1941 года. Дано задание о проверке и уточнении этих сведений». В ответ на такое оглушительное заявление Москва запросила «более внятного освещения вопроса». 4 января 1941 года из Берлина пришло донесение, в котором подтверждалась достоверность информации. Полученные данные были основаны не на слухах, а на специальном приказе Гитлера, который был секретным. Однако проблема заключалась в том, что источник лично не видел этого документа.

Новое сообщение содержало уточняющую информацию: «Подготовка наступления против ССР началась многим раньше, но на одно время была несколько приостановлена, так как немцы просчитались с сопротивлением Англии. Немцы рассчитывают весной поставить Англию на колени и освободить себе руки на востоке».

В уточняющем донесении уже отсутствует точная дата нападения, заменённая на абстрактную дату — весна 1941 года. Получение такой информации — это уже был успех советской разведки. Однако картину сильно испортили неточности, которые были очень важны.

18 декабря Гитлер не отдавал приказа о подготовке к войне. Это событие произошло гораздо раньше — летом 1940 года. В декабре был подписан стратегический план войны с СССР.

Интересен факт того, что в докладе разведки нападение на СССР привязывалось к выводу из войны Англии. Такой тезис выглядит как дезинформация. В директиве №21 плана «Барбаросса» указан примерный срок завершения военных приготовлений — 15 мая 1941 года. А также подчеркивалось, что СССР должен быть разгромлен ещё до того, как будет закончена война против Англии.

Бывший руководитель советской разведки Ивашутин упорствовал в том, что советской разведке удалось раскрыть замысел немецкого командования. Он обосновывает свою версию докладом начальника Разведуправления от 20 марта 1941 года:

«Из наиболее вероятных военных действий, намечаемых против СССР заслуживает внимание следующие: вариант №3 по данным… на февраль 1941 года…для наступления на СССР создаются три армейские группы: 1-я группа под командованием генерал-фельдмаршала Бока наносит удар в направлении Петрограда, 2-я группа под командованием генерал-фельдмаршала Рунтштетда — в направлении Москвы, и 3 группа под командованием генерал-фельдмаршала Лееба — ориентировочно 20 мая».

Однако Ивашутин проигнорировал выводы этого документа:

«1. На основании всех приведённых выше высказываний и возможных вариантов действий весной этого года считаю, что наиболее возможным сроком начала военных действий против СССР будет являться момент после победы над Англией или после заключения с ней почетного для Германии мира.
2. Слухи и документы, говорящие о неизбежности этого года войны против СССР, необходимо расценивать как дезинформацию. исходящую от английской и даже, может быть, от германской разведки».

Вывод сделан совершенно правильно — война не началась весной 1941 года. Однако в начале документа составители отмечали следующее: «Большинство агентурных данных, касающихся войны с СССР весной 1941 года, исходит от англо-американских источников, задачей которых является стремление ухудшить отношения между Германией и СССР. Вместе с тем, исходя из природы возникновения и развития фашизма, а также его задач, — осуществление заветных планов Гитлера, так полно и «красочно» изложенных в его книге «Моя Борьба», краткое изложение всех имеющихся агентурных данных за период июль 1940 года — март 1941 года заслуживают в некоторой своей части серьёзного внимания».

Удивительно, но советская разведка , помимо книги Гитлера, не видела других причин для изучения агентурных донесений о начале военной операции против СССР.

Реальный же вариант, удар по СССР с целью принудить к капитуляции Англию не рассматривался вовсе. Имея такое шаткое обоснование, как «Май кампф», разведчики и аналитики при недостатке информации делали выводы, не отражающие реальность. Поэтому нельзя говорить, что руководство Советского Союза было в курсе плана «Барбаросса». А все апологеты версии, что «разведка докладывала, но Сталин не верил», находятся в заблуждении.

По материалам: «10 мифов о Второй Мировой», Алексей Исаев.

Добавить комментарий