Эпидемия холеры в Петербурга 1831 года бушевала со страшной силой. Первые двое холерных больных в городе были выявлены штаб-лекарем Бланком в воскресенье 14 июня 1831 года среди рабочих. Один из них в тот же день скончался. А через два дня больные холерой стали выявляться уже в разных частях города.

За первые две недели в Санкт-Петербурге заболело холерой 3076 человек, из которых 1311 умерли. В отдельные сутки число вновь заболевших превышало 500 человек. Профессор Хотовицкий, бывший одним из квартальных «холерных врачей» 2-й Адмиралтейской части города, писал, что за один день, 29 июня в Санкт-Петербурге заболело 570 человек и 277 из них умерли.

Так описывал столицу Бенкендорф, который также заболел холерой, но выздоровел: «На каждом шагу встречались траурные одежды и слышались рыдания. Духота в воздухе стояла нестерпимая. Небо было накалено как бы на далеком юге, и ни одно облачко не застилало его синевы. Трава поблекла от страшной засухи – везде горели леса и трескалась земля».

Император Николай I, его семья и весь царский двор в первые же дни появления холеры поселились в Петергофе. Знать и состоятельные люди «спасались на дачах, где запирались почти герметически». По императорскому указу были приняты меры против распространения холеры. Был создан Комитет из генерал-адъюнктов графа Чернышева, графа А. А. Закревского и князя Меншикова под председательством петербургского военного генерал-губернатора П. К. Эссена.

16 июня Комитет принял решение в каждую из 13-ти частей города назначить попечителя, которому поручить организацию предохранительных и лечебных мер в своей части, а также распределить медицинских инспекторов, старших и младших врачей, ординаторов, открыть в случае необходимости дополнительные больничные дома и приемные лазареты и обеспечить их медикаментами.

19 июня Медицинский совет составил и разослал «Инструкцию для врачей заведующих кварталами», в которой излагались их действия при получении вызова к больному: «Поспешить сколь возможно прибытием своим к нему, и если найдет, что он действительно страдает припадками холеры, то, отделивши его немедленно от здоровых в особую комнату, если местные обстоятельства позволяют, и приняв всевозможныя меры для отвращения опасности распространения заразы на других и на себя, подает нужное пособие».

После этого больного следовало отправить в близлежащий лазарет или больницу. Правда, проблема была в том, что в больницу забирали буквально всех подряд – и тех, кто болел, и тех, кто не болел, всех смешивали, а оттого зараза распространялась еще быстрее. Был введен запрет на въезд в Петербург.

Разгул болезни и невозможность ее хоть как-то приостановить сопровождалась народными волнениями. Среди простого населения поползли слухи о том, будто иноземцы-врачи распространяют заразу, хотят извести и уничтожить русских народ, а потому в больницу заманивают, чтобы погубить.

Кульминации все достигло 22 июня (4 июля) 1831 года. На Сенной площади (там находилась холерная больница) возник бунт. Обезумевшая толпа ворвалась в здание и начала крушить. Бунтовщики выбрасывали в окна лекарства, врачей, выводили больных. Толпу останавливал батальон Семеновского полка под командованием Эссена.

Навести порядок смог лишь Николай I, который приехал на Сенную площадь и обратился к народу, как записал Шильдер, со следующими словами: «Учинены были злодейства, общий порядок был нарушен . Стыдно народу русскому, забыв веру отцов, подражать буйству французов и поляков». Тот же Шильдер сообщает, что после слов государя толпа встала на колени, каялась в грехах. Император же подозвал к себе какого-то мужика, поцеловал и отправился обратно в Петергоф. Зачинщики бунта получили розги, были отправлены в Сибирь. Порядок был восстановлен, но холера продолжала бушевать.

Эпидемия холеры в Санкт-Петербурге закончилась осенью 1831 года. Всего в 1831-1832 в городе заболело холерой 13 тысяч человек и из них 7 тысяч умерло

Следующая эпидемия была в 1848 году. Это самая масштабная эпидемия в Петербурге, погибли 16 тысяч человек. После этого эпидемии холеры продолжались, но людей погибало меньше. Всего было семь эпидемий, последняя — в 1918 году.

Добавить комментарий