Обычай выбирать невест в Россию пришёл из Византии, как и многие другие обычаи. Там такие смотры проводились уже с VIII века, наши же государи начали выбирать невест в XVI веке. О том, как это происходило в Византии, известно немного, а вот об отечественных смотрах информации сохранилось гораздо больше.

Смотр невест — обычай выбора жены главе государства из числа самых красивых девушек страны. Относились к этому делу весьма серьезно. В указе Ивана Грозного читаем:

«Когда к вам эта грамота придёт, и у которых из вас будут дочери девки, то вы бы с ними сейчас же ехали в город к нашим наместникам на смотр, а дочерей девок у себя ни под каким видом не таили бы. Кто же из вас девку утаит и к наместникам не поведёт, тому от меня быть в великой опале и казни»

По всему государству специальные гонцы искали красивых девушек. Что интересно, одним из критериев отборов был размер ноги - каждый гонец имел с собой специальную мерку, которую прикладывал к кандидатке. Предварительный отбор проходил очень тщательно: сначала с кандидатками знакомились бояре, отбирали тех, которые бы соответствовали требованиям. А их было предостаточно: высокий рост, красота, хорошее здоровье, чтобы в роду ее было много детей - подтверждалась ее потенциальная плодовитость. Оставшиеся после первого кастинга представлялись уже лично царю. Этакий древнерусский аналог шоу «Холостяк»

Знакомство царя с возможными невестами могло занимать много времени. Их селили во дворце, с царскими сестрами или дочерьми. Первым же традицию царских смотрин ввёл Иван Грозный. Известен факт, что для Ивана Грозного отобрали более 2000 девушек, когда он искал себе третью жену. Лично же царь познакомился с 24-мя, потом половину из них отсеял, а из оставшихся 12-ти выбрал лучшую.

Финал конкурса на звание будущей царицы проходил очень торжественно. Государь являлся на смотрины лично и усаживался на золоченый стул. Претендентки выходили к нему, каждая кланялась государю в ноги и становилась в сторонке, ожидая решения своей участи. В итоге царь выбирал себе девушку, бросая ей платок на грудь. Остальных жаловали дорогими подарками и отправляли восвояси. Правда, большинство уже выходило замуж за придворных царя, ведь они тоже присматривались к потенциальным невестам.

Известна история с избранием Алексеем Михайловичем будущей матери Петра I — Натальи Кирилловны. С 28 ноября 1669 года по 17 апреля 1670 года он девятнадцать раз обходил по ночам верховые опочивальни, и выбирал из шестидесяти спавших красавиц ту, которая была бы покрасивей и ему, великому государю, приглядней. Хотя известно, что смотр невест для второй женитьбы Алексея, был лишь простой формальностью.

Конкуренток могли даже устранять — интриги в этом деле плелись только так, особенно если приближенные к царю хотели ходатайствовать за свою родственницу. Например, когда Ефимию Всеволожскую, избранную Алексеем Михайловичем, первый раз одели в царское платье, ей затянули волосы так сильно, что она упала в обморок. Быстро объявили, что Ефимия страдает эпилепсией, а её отца с семьей, за то что скрыл её «нездоровье», сослали в Тюмень.

Иноземных же невест стали выбирать в жены царям после Петра I, и это были все сплошь богатые и знатные дворянки, близкие к императорским семьям. Как ни странно, те же Алексей и Михаил Романовы в жены брали хоть и дворянок, но совсем не из знатных родов.

Добавить комментарий