Март 1914 года, Франция. Неспокойная обстановка накануне Первой Мировой войны. Одним из самых известных политиков этого периода был министр Жозеф Мари Огюст Кайо – инициатор ряда экономических нововведений (например, прогрессивного подоходного налога) и сторонник компромисса в отношениях с Германией.

Кайо находился в «левом» умеренном лагере. Чего, впрочем, было достаточно для того, чтобы консервативная газета «Фигаро» развернула против него настоящую травлю. Дошло даже до публикации личной переписки министра, которую бывшая жена Жозефа, в отместку за развод, выкрала и передала главному редактору «Фигаро» Гастону Кальметту. Сам Кальметт так оправдал свои морально сомнительные методы: «Это решительный момент, когда не следует отступать ни перед какими шагами, как бы они ни были болезненны для наших нравов, как бы их ни осуждал наш вкус и наши привычки».

Однако отрицание журналистской этики сыграло с редактором злую шутку. У второй жены министра Кайо – Генриетты – сдали нервы. 16 марта 1914 года она явилась на прием к Кальметту и застрелила его прямо в рабочем кабинете. Арестованная женщина заявила, что «только револьвер мог остановить травлю», а на суде объяснила свой поступок фразой, превратившейся в афоризм: «Я убила его, чтобы научить жить».

Следствие шло несколько месяцев. В июле 1914 года Генриетта предстала перед судом, на который пришли все высокопоставленные лица Третьей республики.

В зале суда драма снова обернулась политическим столкновением. Шеню, адвокат семьи Кальметта, утверждал, что Генриетта фактически исполняла распоряжения мужа, мечтавшего избавиться от редактора газеты, который имел доказательства не только коррумпированности Кайо, но и его предательства в пользу Германии. Другой редактор «Фигаро» Латзарю подтверждал существование неких улик, доказывающих работу политика на германскую разведку, но каких-либо документов в пользу своих слов он не представил.

Теперь все зависело от присяжных. 28 июля 1914 года, буквально накануне начала Первой мировой, они признали Генриетту Кайо невиновной, так как она действовала в состоянии аффекта и выстрелила случайно. На пороге здания суда супруги Кайо были встречены бурными аплодисментами и столь же энергичной бранью.

Добавить комментарий