13 мая 1942 года Таня Савичева сделала в своём дневнике последнюю запись. Этот документ стал одним из страшных символов блокады. Ленинградская школьница оставила на страницах записной книжки всего девять коротких сообщений, но они пробирают до дрожи.

Первая трагичная фраза из Таниного дневника: «Женя умерла 28 дек в 12.00 час утра 1941 г.». Евгения, её сестра, подорвала силы постоянным донорством, а первая зима блокады была одной из самых холодных в истории города. Здоровье девушки не выдержало. Именно тогда Таня, чтобы не забыть дату смерти, начала использовать эту записную книжку, принадлежавшую её сестре Нине.

В начале января появилась вторая запись: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.». Евдокия Арсеньева скончалась от тяжелейшей формы дистрофии.

Уже в марте в дневнике появилась третья запись: «Лёка умер 17 марта в 5 час утра в 1942 г.». Леонид работал на Адмиралтейском заводе сутками. Здоровье парня не выдержало. Он умер от дистрофии 17 марта в стационаре предприятия в возрасте 24 лет.

Четвёртая запись появилась через месяц: «Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942г.». Мужчине было 56 лет. Для Тани он был особенно близок: именно дядя заменил ей отца, умершего в 1936 году.

Следующим стал ещё один дядя Тани — Алексей: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942 г.». Как и бабушка Евдокия, он страдал запущенной дистрофией. Почему-то слово «умер» Таня пропустила…

Марии Савичевой, мамы Тани, не стало 13 мая: «Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.». Слово «умерла» девочка опять пропустила.

Тогда она, вероятно, потеряла всякую надежду на то, что вернётся её сестра Нина и брат Михаил, попавший в партизаны. Потому она записала: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Сама Таня Савичева ушла из жизни 1 июля 1944 года.

Войну пережили только старшие брат и сестра девочки, благодаря которым мир и узнал о её дневнике.

Добавить комментарий