Не только Роза Паркс и Мартин Лютер Кинг сражались в США с расовой сегрегацией. В борьбе за право называться полноценным человеком важную роль сыграли и простые люди. Так, в 1954 году отец восьмилетней девочки через суд добился отмены расового разделения в школах, «белая» часть общества агрессивно отреагировала на новый закон и демонстрировала, что не будет ему следовать. Когда в Арканзасе первых чернокожих детей зачислили в школы, это вызвало протесты и вооружённое противостояние внутри американского общества.

В 1951 году Оливер Браун из Канзаса подал иск против городского школьного совета от имени восьмилетней дочери. Она должна была ездить в школу для чернокожих, которая находилась через двадцать один квартал от дома, почти на другом конце города. А всего в пяти кварталах была школа для белых. Дело «Браун против Совета по образованию» получило широкий общественный резонанс, когда суд предсказуемо отклонил требование отца разрешить дочери ходить в «белую» школу. Тогда другие чернокожие стали подавать аналогичные иски в разных штатах. Дело дошло до Верховного суда, который в 1954 году постановил, что сегрегация нарушает 14-ю поправку Конституции, и установил юридический запрет на расовое разделение в школах. Консервативная часть общества была возмущена: южные штаты выразили открытый протест.

Кульминацией стала ситуация в городе Литл-Рок штата Арканзас в 1957 году. К началу учебного года, в соответствии с планом по десегрегации, в центральную школу города были зачислены первые девять чернокожих детей, что вызвало несогласие большей части белого населения. Протестные настроения поддержал и губернатор штата Орвал Фобус. В первый день занятий в начале сентября он направил к школе несколько вооружённых частей Национальной гвардии Арканзаса, чтобы те не пропустили школьников в здание.

На детей обрушилась и ненависть толпы. Элизабет Экфорд была одной из «девятки» и так вспоминала свой первый учебный день:

«Я подошла к школе и наткнулась на охранника, который пропускал белых учеников… Когда я попробовала протиснуться мимо него, он поднял свой штык, потом это же самое сделали и другие охранники… Они так враждебно смотрели на меня, что я очень испугалась и не знала, что делать. Я обернулась и увидела, что сзади на меня наступает толпа… Кто-то выкрикнул: «Линчевать её! Линчевать её!» Я попыталась найти глазами хоть одно дружелюбное лицо в толпе, хоть кого-нибудь, кто мог бы мне помочь. Я посмотрела на одну пожилую женщину, и её лицо показалось мне добрым, но когда наши глаза встретились вновь, она на меня плюнула… Кто-то крикнул: «Тащите её к дереву! Надо заняться ниггером!»

Оборона школы длилась девятнадцать дней, в течение которых дети были вынуждены сидеть дома. Губернатора Фобуса резко раскритиковали представители школьного округа, обвинив в нарушении судебного приказа, и президент Эйзенхауэр, пытавшийся переубедить главу штата.

Федеральный суд предписал губернатору убрать войска. Их заменили полицейские. А девять детей, решивших, что город немного успокоился, 23 сентября снова попробовали пойти в школу. Но они только спровоцировали новые протесты и нападки. Школьников вывели под охраной и спрятали от агрессивной толпы на полу автомобилей, накрыв одеялами. Возмущение нарастало, а в адрес федеральных властей сыпались обвинения в коммунистических взглядах.

СМИ активно освещали происходящее в Литл-Роке, президент больше не мог бездействовать. Эйзенхауэр официально предписал всем разойтись, но народ и губернатор проигнорировали распоряжение. Тогда президент подписал указ, по которому Национальная гвардия Арканзаса становилась федеральной и выводилась из подчинения губернатору.

24 сентября в город была введена 101-я воздушно-десантная дивизия. С этого дня армия занималась уже охраной девяти чернокожих школьников, они провожали их на уроки и обратно. Через два месяца, когда войска вывели, белые дети стали травить чернокожих, чтобы те ушли. Только одного из них выгнали из школы за то, что он ответил на оскорбление, ударив белого ученика ногой.

Вся «девятка» получила высшее образование и большинство из них сделали карьеру в общественных организациях или образовательной системе.

Добавить комментарий