26 мая 1232 года папа Григорий IX послал первых борцов с еретиками в Арагон, положив начало тому, что через два века войдёт в историю под названием «испанская инквизиция».

В XIII веке римской церкви пришлось столкнуться с весьма опасным врагом — массовыми еретическими движениями. Жители средневековой Европы, увидевшие, что церковь погрязла в роскоши, задумались о её реорганизации. Тайные секты с расплывчатыми учениями начали перерастать в серьёзные религиозные институты с оформленной догматикой. Самым крупным явлением стало движение альбигойской ереси. Влияние их было настолько велико, что понтифик Иннокентий III начал опасаться за утрату своих позиций в католическом мире, особенно на юге Франции.

Учение альбигойцев провозглашало отрицание богатств и земных благ, восхваляло бедность как высшую добродетель. Также катары (их самоназвание) отказались от таинств, обрядов, Ветхого Завета, культа Богородицы, мощей, икон и креста — всё это для них было орудием Сатаны.

Поначалу Иннокентий провозгласил крестовый поход на альбигойцев, попытался привлечь светскую власть и уничтожить ересь физическим путём. Кампанию возглавил Симон де Монфор. Он и его воины жёстко расправлялись с еретиками. Но это не помогло. Тогда папа Иннокентий понял, что одним мечом дело решить нельзя и стоит начать глубокое внутреннее церковное преобразование.

Мероприятия по борьбе с ересью и реформированию церковной организации отражены в своде законодательства, принятого на IV Латеранском соборе 1215 года. Были провозглашены 70 канонов.

Нам интересен третий из них — «О еретиках». Речь шла не только об альбигойцах: «Мы отлучаем любую ересь, каким бы именем она ни называлась». Но отступнику разрешалось вернуться в лоно церкви. Если виновность была доказана следствием, то приговор сразу не выносился. Еретика сначала отлучали от церкви на год, в течение которого он должен был очиститься от грехов и доказать свою верность организации. Если же этого не происходило, то отлучение становилось уже пожизненным. Бороться с ересью необходимо было проповедью, наставлением, попытками возвратить «заблудшие души» на истинный путь — всё в духе раннего христианства, основанного на милосердии и справедливости. К отлучению добавлялись также конфискация собственности, отстранение от должности, изъятие феодов — к борьбе с отступничеством привлекалась и светская власть.

Именно благодаря действиям Иннокентия произошёл важный поворот церкви к насильственному подавлению инакомыслия. По мнению В. Л. Керова, на IV Латеранском соборе было оформлено создание инквизиции — специального органа для борьбы с катарами и вальденсами.

Привлечение светской власти к решению церковных вопросов позволяло Иннокентию переложить на неё применение репрессивных мер. Так и произошло: инквизиция своими руками никогда никого не казнила, передавая этот вопрос уже светской власти.

Отечественный медиевист Н. А. Осокин называл IV Латеранский собор «высшим и последним торжеством теократии», когда папству, по мнению историка, в последний раз удалось возобладать над светской властью и выступить в роли как духовного, так и политического лидера католической Европы.

Добавить комментарий