В середине XIX века в Петербурге резко выросли цены на городскую землю. Частная недвижимость для простого горожанина стала чем-то недостижимым, потому особой популярностью стали пользоваться так называемые доходные дома, построенные для сдачи квартир в аренду. Такие здания приносили владельцам огромную прибыль: сообразительные и находчивые люди со средствами достаточно быстро поняли, что к чему, а потому начали активную застройку такими вот «многоквартирниками».

В 1857 году был издан указ, который разрешал строительство многоэтажных флигелей, главное, чтобы между ними соблюдалось расстояние не менее двух саженей (1 сажень — 2,16 метра). Возводили их вплотную, иногда составляя таким образом целые улицы и кварталы. Внутреннее пространство земельных участков застраивали боковыми флигелями, которые, в свою очередь, соединялись поперечными. Именно так и сформировались знаменитые петербургские дворцы-колодцы.

Население доходного дома напоминало настоящий муравейник — состав жильцов был крайне пёстрым. Люди расселялись по этажам в соответствии с социальным статусом: самым престижным считался третий этаж, где жили банкиры и промышленники; самым бедным приходилось ютиться на холодных мансардах. Первые этажи обычно занимали магазины и их владельцы. Доходные дома были «двухсторонними»: лицевая часть с улицы, с красивой парадной дверью и прекрасным подъездом, и со стороны двора обычная чёрная лестница, никакого убранства и украшений.

Фёдор Достоевский в романе «Бедные люди» так описывал чёрную и парадную лестницу доходных домов: одна — «чистая, светлая, широкая, всё чугун да красное дерево», другая — «винтовая, сырая, грязная, ступеньки поломаны и стены такие жирные, что рука прилипает, когда на них опираешься. На каждой площадке стоят сундуки, стулья и шкафы поломанные, ветошки развешаны, окна повыбиты; лоханки стоят со всякой нечистью, с грязью, с сором, с яичной скорлупою да с рыбьими пузырями; запах дурной... одним словом, нехорошо».

В среднем в доходном доме проживало от 50 до 500 человек.

Добавить комментарий