19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности.

Ликбез (ликвидация безграмотности) предполагал массовое обучение взрослых чтению и письму. Царская Россия не успела озаботиться вопросом всеобщего образования, а потому его пришлось решать большевикам, причём в срочном порядке. К концу XIX века уровень грамотности составлял всего 21,1 процента. К 1917 году, согласно оценке бывшего министра просвещения Игнатьева, читать и писать умели 56 процентов — но эта цифра вызывает много вопросов. Большинство учёных склоняется к числу в 35-38 процентов.

В декабре 1917 года в Наркомпросе РСФСР был создан внешкольный отдел под руководством Н. К. Крупской (с 1920 года — Главполитпросвет), одной из главных задач которого стала ликвидация неграмотности в стране.

Начало кампании положил декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

В 1920 году Совет народных комиссаров принял декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности — именно она должна была выполнять принятый в 1919 году декрет.

Возглавил эту комиссию нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание специальной литературы. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали Максим Горький, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Демьян Бедный, а также учёные Николай Марр, Владимир Бехтерев и многие другие.

Каждый населённый пункт, где число неграмотных превышало 15 человек, должен был иметь свою школу грамоты — ликпунт. В программе обучения было чтение, письмо, счёт. Чуть позже программа была уточнена: занятия на ликпункте имели своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Срок обучения составлял три-четыре месяца.

Для взрослых обучающихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы. Ликпунты постоянно обеспечивались необходимыми учебными материалами, пособиями, письменными принадлежностями.

Помимо обучения самих безграмотных, необходимо было подготовить нужные кадры. К осени 1920 года в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов безграмотности.

Повсеместно открывались библиотеки, «избы-читальни»; миллионы безграмотных вовлекались в школы, обучались в пунктах ликбеза; активно издавались произведения русских классиков.

Существенную роль в расширении движения за ликвидацию неграмотности сыграл всесоюзный культпоход, начатый в 1928 году по инициативе ВЛКСМ. Его опорными центрами стали Москва, Саратов, Самара и Воронеж, где основная часть неграмотных были обучены силами общественности. В процесс вовлеклись тысячи добровольцев. В программы школ ликбеза включили занятия по техминимуму и агроминимуму.

В 1930 году было введено обязательное начальное образование детей. К середине 1930-х можно уже было говорить о всеобщей грамотности населения. Ликбез сделал своё дело. К 1936 году было обучено около 40 миллионов неграмотных.

Добавить комментарий