Король Фридрих был одним из главных пропагандистов идеи просвещённого абсолютизма и ратовал за то, что монарх и обычный житель государства совершенно равны в своих правах.

Он много делал для того, чтобы утвердить эти идеи: вкладывался в культуру и социальную сферу, регулярно проводил реформы, пропагандировал веротерпимость. А ещё он был вдохновлён учениями просветителей Вольтера и Монтескьё и активно им следовал. Так, например, он выступил за полное отделение судебной власти от власти короля. Государство не должно было влиять на судебную систему. В политическом завещании Фридриха Великого есть знаменательные строки: «Я решил никогда больше не вмешиваться в судебные дела. В залах суда должны говорить законы и молчать суверен».

Этот принцип действительно работал, что подтверждается одним примечательным случаем — судебным делом, ответчиком в котором выступал сам король. В 1745 году Фридрих решил расширить парк Сан-Суси. Для этого ему было необходимо выкупить небольшой участок земли, принадлежавший некому мельнику. Последний, однако, продавать ничего не собирался, потому как хотел сохранить наследие своих отцов — старую мельницу, стоявшую на участке. Дело действительно дошло до суда.

И Фридрих суд проиграл. Более того, освободил решительного мельника от всех пошлин. История стала широко известна в Европе. Французский поэт Андриё написал стихотворение «Мельник из Сан-Суси», в котором было следующее четверостишие (дословный перевод):

— Чёрт побери! Так упорно
цепляться за эту мельницу!
Я очень хочу, чтобы ты согласился её продать!..
Я здесь хозяин. — Вы? Отнять у меня мою мельницу?
— Да, если бы у нас не было судей в Берлине.

Последняя фраза стала крылатой и приведена даже в авторитетном словаре Ларусса, выпущенном впервые в середине XIX века. В нём разъясняется смысл этой фразы: «Выражение „есть судьи в Берлине“ с тех пор используется для противопоставления права силе».

Добавить комментарий