Массовая охота на ведьм, которая, вопреки расхожим стереотипам, распространилась в Европе уже не в Средневековье, а в XVI–XVII веках, до сих пор вызывает бурные споры среди специалистов. Подъём этой демономании пришёлся на времена позднего Возрождения, барокко и начало Просвещения. Историки до сих пор не знают, как получилось так, что именно в эти эпохи, обновившие духовную жизнь Европы, обострились суеверия и мракобесие.

В новейшей литературе в разной форме неоднократно выдвигался тезис о том, что демонологию и охоту на ведьм породили Ренессанс и Реформация, которые «продлили жизнь средневековой космологии», «эмансипировали интеллект от чувства и тем самым дали возможность людям быть бесчеловечными с чистой совестью» (породили «оборотную сторону титанизма» людей Возрождения, в том числе и инквизицию, или, «расшатав средневековые устои сознания», вызвали «бурные волны иррационализма и страха»).

Среди «демонологов» мы находим не одних только «тёмных людей», но и гуманистически образованных философов и писателей, среди критиков веры в могущество и злокозненность ведьм были богословы (и католические, и протестантские) и иезуиты. Некоторые гуманисты, например знаменитый Эразм Роттердамский, наоборот, призывали отказаться от веры в колдовство.

Как установили историки, большая часть судебных процессов над ведьмами начиналась под давлением обычного населения. Именно оно требовало жестоко расправиться с виновниками за смерть скота, болезни и неурожай. Селяне очень быстро поддавались панике, очень легко верили в слухи об отравлении и колдовстве.

Страх смерти, загробных мук и одержимость идеей постоянного присутствия в повседневной действительности нечистой силы, вмешивающейся в жизнь людей, — всё это симптомы материальных и социальных невзгод, которые умножились в переходный период от Средневековья к Новому времени, когда рушился или расшатывался привычный уклад жизни. Разнообразные факторы негативно воздействовали на психику людей, порождая напряжённость и страхи.

По мнению Э. Ле Руа Ладюри, в моменты подобных взрывов на поверхность общественной жизни выступал примитивный пласт сознания. А. Д. Люблинская отмечала, что, в то время как участники Жакерии и других крупных крестьянских восстаний периода развитого феодализма имели перед собой вполне конкретного классового врага — сеньоров, для крестьян XVI–XVII веков враг был рассеян повсюду — неудивительно, что это порождало демономанию. Но неудивительно также, что светская власть, следуя общественным тенденциям, развела из охоты на ведьм массовую акцию, которую часто использовала в политических целях.

Добавить комментарий