Если где-то была вспышка инфекции — Чумаков сразу отправлялся туда. Он первым исследовал десятки вирусов, участвовал в создании вакцины от клещевого энцефалита (за что вместе с другими учёными был в 1941 году награждён Сталинской премией). Он не прекращал научные искания даже во время войны: их темы были актуальны не только для тыла, но и для фронта.

В 1948-м Чумакова избрали в Академию медицинских наук. В 1950-м он стал директором Института вирусологии. В 1955 году учёному поручили создать и возглавить Институт полиомиелита.

В середине XX века эта болезнь была тревожной проблемой. Только в 1955 году была создана первая вакцина в США. Эпидемия в СССР была не такой тяжёлой, как, например, в Америке, но всё же вирус распространялся достаточно активно. Потому советское правительство предприняло важные меры по предотвращению массовой заболеваемости: Михаила Чумакова вместе с его супругой, тоже врачом-вирусологом Мариной Константиновной Ворошиловой, а также ленинградским специалистом, создателем вакцины против гриппа Анатолием Александровичем Смородиновым, отправили в США — обмениваться опытом. За несколько месяцев Чумаков объездил всю Америку, наработал множество контактов, и в результате на многие годы, несмотря на всю закрытость советской науки, московской Институт полиомиелита стал всемирным штабом по борьбе с эпидемией.

Вакцина, созданная в США, была далека от идеала. К сожалению, с ней связаны печальные события «катеровской трагедии»: из-за небрежности сотрудников фармацевтической кампании «Катер» от прививки умерли несколько детей. К тому же вакцина была очень дорогой. В СССР наладили её производство в 1957 году. Но было очевидно, что такая вакцина не способна спасти от полиомиелита.

В те же годы другой известный американский вирусолог Альберт Сейбин сумел выделить ослабленные вирусы полиомиелита, которые не вызывают болезнь, но формируют иммунитет. Вакцина не требовала никаких инъекций и не представляла опасности для окружающих — достаточно было просто проглотить каплю раствора. Но американцы побоялись вводить такую вакцину.

Сейбин состоял в переписке с Михаилом Чумаковым, потому советский учёный знал о существовании такого средства. Медики стали работать вместе. И даже в пик обострения маккартизма американские власти не стали препятствовать работе советского и американского учёных, а только помогали ей.

Первые несколько тысяч доз вакцины прибыли из Америки в обычном чемодане. Выяснилось, что препарат дешевле, надёжней, безопасней и проще. Чумаков наладил при Институте полиомиелита производство вакцины.

Первые 300 тысяч доз, изготовленных предприятием Чумакова, были сразу же отправлены в Прибалтику, где положение было самым тяжёлым. И эпидемия остановилась. В 1960-х вакцину из СССР экспортировали в 60 стран. Она остановила эпидемии в Восточной Европе, Японии и США.

На данный момент полиомиелит мы почти победили — это заслуга Альберта Сейбина и Михаила Чумакова. Американец, однако, всю жизнь подчёркивал, что победить удалось только благодаря системе здравоохранения в СССР, которая позволила в кратчайшие сроки обеспечить идеально организованную вакцинацию населения и показать её очевидные достижения. По мнению американского вирусолога, именно так выглядело наиболее существенное преимущество социализма над капитализмом.

 

Добавить комментарий