Иконоборчество — религиозно-политическое движение в Византии в VIII — начале IX века, направленное против почитания икон. Его представители считали священные изображения идолами, а культ их почитания — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им»)

Начало этому движению положил император Лев III Исавр. В 730 году он запретил почитание икон. В 754-м оно даже было официально признано на Иконоборческом соборе при поддержке уже другого императора, Константина V Копронима, который ополчился против монахов и прочих иконопочитателей.

В 787 году по инициативе императрицы Ирины был созван уже Вселенский собор, который утвердил иконопочитание. Тем не менее это не стало концом движения противников икон: уже в 813 году император Лев V Армянин возобновил практику иконоборчества. А в 843-м вновь состоялся церковный собор, который опять осудил это движение.

Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. Его предпосылки можно найти ещё в раннехристианские времена. К тому же не существовало никакого канона по отношению к иконам — народные массы поначалу окружали их совершенно суеверным поклонением. Произошёл «рост магических несуразностей в почитании священных предметов, грубое фетишизирование иконы». Такое поведение и вызывало обвинения в язычестве и идолопоклонстве.

Особо повлияло на него распространение ереси монофизитства. Некоторые исследователи отмечают, что большое значение в росте иконоборчества сыграло появление ислама, враждебно относящегося к изображениям одушевлённого. А императоры, стремясь обеспечить мирное соседство с мусульманами, шли на уступки иконоборцам. Так, император Филиппик перед своим свержением в 713 году собирался издать закон против почитания икон. Защитники иконопочитания называли таких императоров-иконоборцев «сарацински мудрствующими».

Иконоборчество привело к массовым уничтожениям любых произведений культуры, связанных с иконописью. Иконы сжигались, фрески и мозаики сбивались. Наиболее ярким примером является уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах, в котором проходил иконоборческий собор 754 года.

Житие Стефана Нового сообщает: «…иконы ввергались — одни в болото, другие — в море, третьи — в огонь, а иные были рассекаемы и раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, — одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».

Почитателей икон, даже не связанных с церковной службой, массово казнили и пытали. Однако более всего преследовались византийские монахи. Например, император Константин V объявил их звание неблагонадёжным политически. Безусловно, происходили массовые конфискации имущества арестованных и казнённых.

Иконоборчество вымерло в конце IX века. Конец ему пришёл благодаря императрице Феодоре. Она свергла патриарха-иконоборца, вернула из ссылок иконопочитателей и, более того, официально возвратила иконопочитание в империи.

Она устроила открытое церковное торжество, которое выпало на первое воскресенье Великого поста 11 марта 843 года. С тех пор в этот день отмечается «Торжество православия». Иконоборчество в Церкви более не всплыло ни разу.

Добавить комментарий