Это, пожалуй, самый жуткий нацистский концлагерь: здесь замучили до смерти тысячи детей. Но это был не просто лагерь, это был настоящий банк донорской крови. Из маленьких узников выкачивали её и пополняли запасы немецких госпиталей. Не гнушались даже совсем малышами: многим не было и пяти лет. Существовал он в 18 километрах от города Риги рядом с городом Саласпилсом с октября 1941 года до конца лета 1944 года.

Поначалу лагерь предназначался только для евреев, однако с осени 1942 года в Саласпилс насильно пригоняли женщин, стариков, детей из оккупированных областей СССР: Ленинградской, Калининской, Витебской, Латгалии. Дети от грудного возраста и до 12 лет отбирались насильно от матерей и содержались в девяти бараках.

Саласпилс не был лагерем смерти и числился трудовым, но условия жизни в нём предполагали массовую гибель заключённых от голода, болезней и истощения. Но казнить, издеваясь над жертвами, это нацистам не мешало. Больных взрослых и детей травили мышьяком, проводили на них операции без наркоза, выкачивали кровь вплоть до наступления смерти (только из детей), массово расстреливали узников.

Матери и дети жили в отдельных бараках — младенцев буквально вырывали из рук по прибытии, о них никто не заботился. На детях ставили эксперименты, кормили их отравленной едой и давали отравленный кофе, заставляли мыться в холодной воде на морозе зимой. Бывало так, что за грудными младенцами присматривали девочки пяти-восьми лет, но, естественно, это никак не помогало предотвратить массовые смерти.

Согласно советским источникам, в Саласпилсском концлагере было убито свыше 100 тысяч человек, в том числе 7 тысяч детей. Данные предварительные и приблизительные: архив администрации был уничтожен, о настоящих данных остаётся лишь догадываться.

Из воспоминаний заключённых:

За удовлетворительную работу раз в неделю наказывали десятью ударами по голой спине, за плохую — десятью ударами ежедневно. Оценка «очень плохо» означала смерть через повешение.

Пока ещё люди не были слишком истощёнными, редко бывали даже телесные наказания. Понемногу положение менялось. Тяжёлая работа, сильные морозы, плохая одежда, голод делали своё. Скоро многие заключённые едва держались на ногах, шли на работу шатаясь. Вытаскивая брёвна из воды, люди падали и там же оставались. Их безжалостно пристреливали.

Добавить комментарий