Один из самых известных сюжетов средневековых маргиналий — рыцарь, обращённый в бегство улиткой или вставший перед ней на колени, возможно в мольбе о пощаде. Тем не менее эти на первый взгляд бессмысленные зарисовки часто несут в себе в той или иной мере глубокий смысл.

Ближе к концу XIII века на полях северофранцузских рукописей появляются рисунки-дролери, смысл которых однозначно не выяснен до сих пор. Они изображают человека (реже другое животное), сражающегося с улиткой. Сюжетов много, и они разнообразны. Но чаще всего это изображение рыцаря, одетого в короткое сюрко, а то и совершенно нагого, вооружённого мечом, копьём, топором или рогаткой. Также существуют явно юмористические вариации на тему «мир перевернулся», в которых рыцарь бросает свой меч или даже покорно преклоняет колени перед миниатюрным врагом либо дама умоляет рыцаря не выступать против столь грозного зверя.

Что точно символизируют улитки, нам неизвестно. Сюжет очевидно комический — скорее всего, иллюстрирующий человеческую трусость. Есть и другая версия, принадлежащая графу де Бастару (XIX век): он предположил, что появление улитки из раковины сходно с воскрешением из мёртвых и является, таким образом, христианской аллегорией. Однако вскоре известный французский писатель и критик Шамфлёри заявил, что де Бастар переусердствовал в поиске скрытых смыслов и что улитка есть не более чем огородный вредитель.

Лилиан Ренделл, американский медиевист и специалист по средневековым маргиналиям, предлагает свою, безусловно оригинальную, теорию: улитка есть не что иное, как сатирическая аллегория ломбардцев — по мнению французов, трусливого и нерыцарственного народа.

Добавить комментарий